Санкт-Петербург

,

Арте Повера

,

Выставки

«Арте Повера: творческий прорыв»

Выставка: «Арте Повера: творческий прорыв»
Где: Государственный Эрмитаж
Когда: 15 мая — 16 августа 2018 года

Обзорная выставка Арте повера в Эрмитаже празднует полувековой юбилей объединения художников, чьи взгляды и принципы работы были сформулированы и предъявлены миру историком искусства и куратором Джермано Челантом. «Бедное искусство» не подразумевает нехватки ресурсов у художников, а лишь использование ими простых материалов, элементарных пропорций и жестов, не всегда видимых и заметных зрителю. Туринские, миланские и генуэзские авторы семидесятых расширили границы искусства, создавая работы из ресурсов допромышленной эпохи, противопоставляя свои произведения продуктам индустриального общества.

Лучо Фонтана «Пространственная концепция: ожидание», 1964
Холст, краска на водной основе, 115,5 × 191,5 см

Эрмитажная выставка пытается рассказать нам всю историю и все аспекты творчества участников движения, представить его предшественников, а также работы, созданные уже после распада группы, поскольку художники продолжали свои поиски «бедного» и вне объединения. Экспозиция построена на объектах из Кастелло ди Риволи (его директор Каролин Христов-Бакарджиев выступила куратором проекта вместе с Дмитрием Озерковым), галереи современного искусства GAM, а также работах из частных собраний. Каждому автору выделен свой зал, где специфика его творчества раскрывается максимально широко.

Залы, выделенные для итальянских художников, — это пространство, где раньше экспонировались импрессионисты. Каролин Христов-Бакарджиев специально подчеркивает их сходство с помещениями Кунстхалле Берна, где развернулась знаменитая выставка «Когда отношения обретают форму: работы, концепции, процессы, ситуации, информация» в 1969 году и где непосредственно участвовали художники Арте повера.

Бернская выставка стала важнейшим событием в европейском искусстве, эпохальной является и экспозиция в Эрмитаже для российского пространства. Дело в том, что даже сейчас, спустя пятьдесят лет, движение, повлиявшее фактически на все последующее искусство, остается почти неизвестным нашему зрителю. Несколько работ были выставлены в 2011 году в Мультимедиа Арт Музее, но не более того. Ни одно издание не было переведено на русский язык, а авторы многих статей, написанных русскими авторами, основывают свои рассуждения на собственных впечатлениях, а не на оригинальных текстах итальянских художников и ведущих критиков. Петербуржский проект поставил себе задачу наконец познакомить русских зрителей и искусствоведов с настоящими работами, однако, к сожалению, не с настоящими текстами, поскольку вводные экспликации к залам художников написаны заново, при всем изобилии авторских комментариев и интервью. Не хватает и текстов Челанта как человека, который фактически и придумал это направление, во всяком случае оформил его идеологически и расписал все аспекты максимально доступно и внятно.

Марио Мерц «Что делать?», 1968
Металлический контейнер, неон, воск, 14,4 × 45 × 17,8 см

Экспозиция развивается от первых экспериментов с материалами, проведенных Альберто Бурри в серии из мешковины, и пространственных поисков Лучо Фонтаны, художники эти не принадлежали кружку, однако именно на их исследованиях вырастают авторы Арте повера. Пьер Паоло Кальцорали совершает «Оммаж Фонтане», где при помощи механической установки предметы покрываются ледяным конденсатом и приобретают новые формы и качества поверхности. Джильберто Дзорио в объекте «Палатка» испаряет солёную воду, его же скульптура «Розовое-голубое-розовое» меняет цвет, реагируя на влажность воздуха. А в работе Марио Мерца «Что делать?» неоновая надпись «Che Fare?» плавит пчелиный воск в алюминиевой форме, сообщая нам о процессуальном характере искусства. Эти и многие другие работы Арте повера хрупкие и нестабильные. Именно поэтому Эрмитаж ограничил к ним доступ — вероятно, того потребовали правила безопасности, но жаль, поскольку в музеях всего мира до этого у зрителей была возможность обойти скульптуры и приблизиться к ним. Так, например, изолирована от посетителей работа Марио Мерца «Иглу с деревом» — эмблема всего направления, где автор сопоставляет два типа материалов — созданное природой дерево и разработанное человеком стекло. Смысл — в физическом переживании зрителем этого сопоставления, его неустойчивости и непрочности, и задумка художника состояла в том, чтобы каждый мог подойти поближе и ощутить это. По большему счёту, революционность художников Арте повера как раз и состоит в представлении хрупкости и эфемерности нашего мира, во внимании к мимолетному и быстротечному «здесь и сейчас». И когда мы читаем это в работах наших современников, можно быть уверенным, они научились этому у итальянских предшественников.

Исходя из этих соображений, можно сказать, что лучше всего экспонирована работа Джузеппе Пеноне, самого молодого участника группы, чья основная тема — многообразие отношений между природой и человеком. Его скульптура «Идеи из камня» представляет массивные валуны, якобы растущие на тонких древесных стволах, и выставлена она во дворе Эрмитажа на фоне его торжественной архитектуры, создавая дополнительные смыслы и балансируя между естественным и культурным контекстом.

Джузеппе Пеноне «Идеи из камня — 1372 кг света», 2010
Скульптура