2010-е

,

Индустриальное искусство

,

Специальный проект

,

Фотография

Надежда. Российские промышленные города глазами художников. Слово куратора

В ряду событий 6‑й Московской биеннале есть одно, особенно актуальное для темы этого номера, — проект «Надежда», инициированный Австрийским культурным форумом. По заданию кураторов столичные фотографы отправились в российские города, где вся жизнь традиционно построена вокруг индустриальных гигантов. Таким образом отечественные вроде бы авторы попали в ту часть страны, где никогда до того не были, и в получившихся сериях показали то, какой её увидели. Осенью их работы станут разделом большой выставки, но пока по нашей просьбе куратор проекта Симон Мраз сделал подборку самых интересных снимков из серий, работа над которыми ещё ведётся

№ 2 (593) / 2015

Симон Мраз

Директор Австрийского культурного форума, куратор выставки «Надежда. Российские промышленные города глазами художников»

Миссию Австрийского культурного форума в Москве я вижу среди прочего в том, чтобы дать возможность художникам из самых разных стран открыть для себя Россию, её историю, красоту, жизнь за пределами двух её столиц. Российские региональные центры, по моему мнению, являются богатейшим источником художественных идей.

В нашем новом проекте объектом изучения художников стали российские индустриальные города. В ХХ веке промышленные центры были локомотивами советской индустриализации, которая, в отличие от того, как это происходило в Европе, не только сформировала их историю и архитектуру, но определяет жизнь в этих городах по сей день. Для исследования мы выбрали города, которые отличаются по географическому положению, площади, историческому и культурному контексту.

Елена Чернышова. Норильск. Из серии «Дни ночи — ночи дня», 2012—2013

Замысел состоит не в том, чтобы художники использовали городскую среду как ресурс в творческом процессе, а наоборот — чтобы они привнесли туда нечто своё: присутствие, внимание, свои работы. Мы попросили их создать произведения, которые, с одной стороны, рассказали бы об этих местах, а с другой — отдали бы что‑то взамен городскому пространству, привлекли бы к творчеству далёких от него людей.

Такой подход объясняет название нашего проекта. Надежда не является наивным или глупым чувством. Наоборот, надежда всегда обращена в будущее, ищет новое и лучшее. Мы надеемся, что с помощью наших художественных проектов мы принимаем участие в обнаружении новых перспектив как для жителей индустриальных городов, так и для посетителей выставок в Москве и Вене, а также для самих авторов.

Получившиеся произведения будут представлены в рамках специального проекта VI Московской биеннале на Трёхгорной мануфактуре, а затем в Кунстхалле Вены — одном из лучших пространств города, специализирующемся в области современного искусства. В российской столице наша выставка будет первой в восстановленном промышленном здании в самом центре, она в буквальном смысле вернёт его к жизни при помощи искусства. В столице же Австрии экспозиция станет важнейшей презентацией российского искусства, поскольку более поло­вины её участников — русские.

Елена Чернышова. Норильск. Из серии «Дни ночи — ночи дня», 2012—2013

В проекте «Надежда» принимают участие художники из России, Австрии, Дании и Германии. Он инициирован Австрийским культурным форумом в Москве, но нас поддержали Кунстхалле Вены, институт Гёте, посольства Нидерландов и Дании, Австрийское консульство и сами индустриальные города.

Фотографии, выбранные специально для журнала «Искусство», представляют части серий, заказанных у самых интересных, на мой взгляд, авторов из России. Они создаются для проекта «Надежда», и работа ещё не закончена. Единственное исключение — серия работ Елены Чернышовой о Норильске, выполненная еще в 2012—2013 годах, но которую мы с радостью включаем в нашу экспозицию.

Симон Мраз, 2015