Британия

,

2010-е

,

Великобритания

,

Исторические реконструкции

,

Перформанс

,

Реэнактмент

«Мы здесь, потому что мы здесь». Перформанс Джереми Деллера

1 июля 2016 года на улицах разных городов Великобритании появились люди, одетые в тщательно воспроизведённую форму солдат Первой мировой войны. Они маршировали, курили, скучали на улицах, катались в метро. Художник Джереми Деллер осуществил этот проект в память о битве на Сомме — одном из важнейших сражений Первой мировой. Перформанс вызвал огромный общественный резонанс: в частности, The Guardian рассуждала, насколько живые памятники трогают сильнее, чем бронзовые монументы, как глубоко они укоренены в британских традициях и как актуальны в моменты крутых исторических перемен вроде Брекзита, напоминая о необходимости единения перед лицом общих угроз

№ 1 (604) / 2018

Джереми Деллер

(р. 1966, Лондон, Великобритания). Художник и куратор, лауреат премии Тёрнера

Джереми Деллер. Мы здесь, потому что мы здесь. 1 июля 2016 года, Ньюкасл
Перформанс создан при участии Руфуса Норриса, художественного руководителя Национального театра.

Джереми Деллер для журнала «Искусство», 2018: «Думаю, что исторические реконструкции, которые проводились в стране раньше, были для участников формой побега от реальности, и то, что делают современные художники, принципиально от них отличается. Историю британских батальных реенактментов я изучал, пока работал над «Битвой при Оргриве», где воспроизводились столкновения полиции и шахтёров 1984 года. Моя работа должна была стать частью этой традиции. А вот проект «Мы здесь, потому что мы здесь» намеренно сделан как нечто прямо ей противоположное: это посвящение битве на Сомме, но никакой битвы в нём нет, более того, вообще нет никакого действия.

Я был принципиально против участия в проекте профессиональных актёров — мне не нужно было, чтобы они что‑то играли. В итоге пришли волонтёры, которые интересовались историей и политикой — или просто хотели интересно провести время. Было много студентов, изучающих сценическое искусство, — они надеялись побольше узнать о своём будущем ремесле. Люди на улицах, в свою очередь, реагировали на солдат по‑разному: радовались, грустили, смущались, не обращали внимания. Некоторые из них знали историю и понимали, что это за день. Остальным же участники раздавали карточки с именами погибших при Сомме солдат, которые были ключом ко всему происходящему".

Джереми Деллер. Мы здесь, потому что мы здесь. 1 июля 2016 года, Лондон
Перформанс создан при участии Руфуса Норриса, художественного руководителя Национального театра.
Джереми Деллер. Мы здесь, потому что мы здесь. 1 июля 2016 года, Бангор
Перформанс создан при участии Руфуса Норриса, художественного руководителя Национального театра.
Джереми Деллер. Мы здесь, потому что мы здесь. 1 июля 2016 года, Олдхэм, Манчестер
Перформанс создан при участии Руфуса Норриса, художественного руководителя Национального театра.
Джереми Деллер. Мы здесь, потому что мы здесь. 1 июля 2016 года, Глазго
Перформанс создан при участии Руфуса Норриса, художественного руководителя Национального театра.
Джереми Деллер. Мы здесь, потому что мы здесь. 1 июля 2016 года, Шеффилд
Перформанс создан при участии Руфуса Норриса, художественного руководителя Национального театра.
Джереми Деллер. Мы здесь, потому что мы здесь. 1 июля 2016 года, Ньюкасл
Перформанс создан при участии Руфуса Норриса, художественного руководителя Национального театра.
Джереми Деллер. Мы здесь, потому что мы здесь. 1 июля 2016 года, Глазго
Перформанс создан при участии Руфуса Норриса, художественного руководителя Национального театра.
Джереми Деллер. Мы здесь, потому что мы здесь. 1 июля 2016 года, Блэкпул
Перформанс создан при участии Руфуса Норриса, художественного руководителя Национального театра.