XX век

,

2000-е

,

2010-е

,

Mysterion

,

Венецианская биеннале

,

Тайна

Массимилиано Джони: «Мой проект, конечно, не об оккультизме или спиритуализме»

Основной проект 55-й Венецианской биеннале можно прочитать как рассказ о том, как наблюдения человека за миром разворачиваются в первобытные системы верований, а в них рождается индивидуальная мифология художника. Религиозное исступление сменяется медийной, социальной мифологией современности, и в последнем зале шум многочисленных мониторов вдруг обрывается первоначальной, первозданной тишиной… Подобное многоточие предполагает молчание и раздумья, на которые и надеялся куратор проекта Массимилиано Джони. Но вместо этого вынужден был многократно объясняться, почему же в его «Энциклопедическом дворце» так много мистики и эзотерики

№ 2 (585) / 2013

Массимилиано Джони

Куратор 55‑й Венецианской биеннале. В прошлом арт-критик, редактор американского журнала Flash Art, куратор «Манифесты», Берлинской биеннале, биеннале в Кванджу (Южная Корея), выставки восточноевропейского искусства «Остальгия» в New Museum и многих других. Сейчас директор нью-йоркского New Museum и миланского Fondazione Nicola Trussardi

Доротея Таннинг. Вся правда о кометах, 1945
Холст, масло, 61 × 61 см

Массимилиано Джони: Этимология слова «образ» — image (от лат. imago) — это посмертная маска. Отпечаток лица умершего человека, который делали и хранили в доме в память об ушедшем родственнике. Так что изначально образ — это ключ к невидимому, который обладает сверхъестественной способностью воскрешать умерших. Леон Баттиста Альберти красиво сказал, что образ — врачеватель ностальгии, потому что благодаря ему невидимое становится видимым, отсутствующее присутствующим. Так что не я один считаю, что в течение веков живописный образ обладал магической силой. Таков первый способ рассказать о моём понимании этой выставки.

Второй — вкючение в её контекст таких знаковых персоналий, как Карл Густав Юнг, Рудольф Штайнер, Хильма аф Клинт, Алистер Кроули и других спиритических фигур, которое, думаю, инициирует мощное духовное преобразование. Язык этих авторов выталкивает их из русла истории искусства. Например, Хильма аф Клинт создавала прекрасные абстрактные работы в то же время, что и Василий Кандинский, но не вошла в основную историю абстрактного искусства. Причина в том, что художница говорила, будто рисует не по собственному желанию, а по побуждению духа. Хотелось бы обратить внимание на эти неканонические подходы и расширения истории искусства, но проект этот, конечно, не об оккультизме или спиритуализме. Основной аргумент против спиритуализма, с которым я полностью согласен, заключается в том, что мёртвые говорят с нами только о наших бабушках, но никогда о чём‑то действительно важном, не о будущем мира например. Стоит ли связываться с другой реальностью, чтобы только пообщаться с умершими родственниками? В общем, моя выставка не о потустороннем и не о возвращении к иррациональности.

Рудольф Штайнер. Рисунки на школьной доске, 14 апреля 1923
Мел на чёрной бумаге, ок. 90 × 140 см

Я романтик и убеждён, что мы способны открыть множество любопытных перспектив. Для этого я и включил в контекст выставки все эти мистические работы, потому что они напоминают нам о том, что все мы медиумы, т. е. в первом значении слова — носители информации. До того как образы появятся на экранах компьютеров или сотовых телефонов, наш мозг их уже обработал. Мы закрываем глаза, но всё равно продолжаем видеть. Вот о чём этот проект: о том, как образы существуют внутри нас. И надеюсь, что все работы, представленные на выставке, заставляют об этом задуматься. Экспозиция начинается со спиритуалистов и завершается художниками, одержимыми синтетическими цифровыми образами. Кажется, что мы живём иной формой одержимости — наше сознание захвачено не голосами духов, а голосами медийными, из цифровой среды. Это и есть ответ на вопрос, о чём эта выставка.

Работы из экспозиции «Энциклопедического дворца» — выбор журнала «Искусство»

Карл Густав Юнг. Красная книга, страница 55, 1914—1930
Бумага, тушь, темпера, золотая краска, кожаный переплёт, 40 × 31 см

Карл Густав Юнг. Красная книга, страница 119, 1914—1930
Бумага, тушь, темпера, золотая краска, кожаный переплёт, 40 × 31 см

Огюстен Лесаж. Символическая композиция. Любовь во имя человечности, 1932
Холст, масло, 158 × 117 см

Огюстен Лесаж. Символическая структура духовного мира, 1923
Холст, масло, 158 × 117 см
Тьерри Де Кордье. Прилив, 2011
Холст, масло, эмаль и китайская тушь, 170 × 270 см

Хильма аф Клинт. Голубь, № 12, 1915
Холст, масло. 158 × 131 см

Хильма аф Клинт. Голубь, № 13, 1915
Холст, масло. 158 × 131 см
Доменико Гноли. Улитка на диване. Из серии «Что есть чудовище?», 1967
Тушь, темпера, акрил на картоне, 44 × 61 см

Алистер Кроули и Фрида Харрис. Таро Тота, Аркан XII — Повешенный, 1938—1940

Ахиллес Джильдо Риццоли. Материнская башня драгоценностей, 1935
Тушь на ткани, 94 × 64 см
Даниель Хесиденце. Без названия (Морская весна), 2012
Холст, масло, 228,6 × 335,3 см