Современное искусство

,

Музеи

Лондонской Тейт Модерн исполнилось 20 лет: вспоминаем самые зрелищные проекты

В 2000-м году открылась галерея Тейт Модерн, став четвертым по счету экспозиционным пространством в группе галерей Tate (туда также входят Tate Britain, Tate Liverpool и Tate St Ives). Галерея расположилась в здании бывшей электростанции: в 2016-м году к ней добавился корпус в виде «пирамиды в стадии распада». Постоянная экспозиция включает работы современных авторов с 1900 года до наших дней (причем кураторы пренебрегли хронологическим принципом размещения работ в пользу тематической развески). Также в галерее регулярно проходят масштабные выставки, привлекающие миллионы туристов: Тейт Модерн входит в десятку самых посещаемых музеев мира. Вспоминаем самый громкие проекты.

Ретроспектива Дэмьена Хёрста в 2012-м году

Дэмьен Херст на открытии выставки в Тейт Модерн
Дэмьен Херст на открытии выставки в Тейт Модерн
Дэмьен Херст на открытии выставки в Тейт Модерн

Ретроспектива Дэмьена Хёрста разделила публику на два лагеря — ярых противников его творчества и почитателей — в стороне не остался никто. Впрочем, автору не привыкать: начиная с первого успешного художественного высказывания (выставки Freeze в 1988-м году) работы Хёрста всегда эпатировали, возмущали и восхищали. Выставка в Тейт показывала знаковые работы, среди которых, разумеется, акула в формальдегиде, инсталляция «Тысяча лет» с сотнями живых мух, созданный из крыльев мертвых бабочек триптих «Ворота в Царствие Небесное», скульптура «Анатомия ангела» и так далее. Словом, критике было, где разгуляться: эко-активисты упрекали художника в причинении вреда живым существам, а пары формальдегида признавались вредными для посетителей. Однако это только усилило желание многих посмотреть на работы своими глазами.

Инсталляция «Семена подсолнечника» Ай Вейвея в 2010-м году

Ай Вейвей. «Семена подсолнечника», 2010

Зрелищный проект современного китайского художника расположился на полу Турбинного зала галереи: 1000 кв. м было усыпано миллионами семян подсолнечника, сделанных вручную из фарфора. Над экспозицией работали свыше полутора тысяч китайских рабочих в течение 2,5 лет: каждый элемент был сделан и раскрашен индивидуально. Причем при изготовлении семян использовались традиционные методы работы с фарфором (все мастера были из города Цзиндэчжэнь, известного как «столица императорского фарфора»). Таким образом, проект предлагал по-новому взглянуть на традиционный и значимый для Китая художественный материал.

Инсталляция «Погода» Олафура Элиассона в 2003-м году

Олафур Элиассон. «Погода», 2003

Творчество современного датско-исландского художника почти всегда посвящено природе, изменениям окружающей среды и климата. Проект 2003-го года «Погода» (The Weather Project) в Турбинном зале не стал исключением. В наполненном туманом пространстве ярко сияло «солнце», созданное из сотен желтых ламп. Потолка зала не было видно — он был закрыт отражающей поверхностью. Общий вид зала создавал несколько апокалиптичную атмосферу, но это привлекало: посмотреть инсталляцию пришли более 2 млн человек.

Кстати, у нас есть отличное интервью с Олафуром Элиассоном.

Ретроспектива Яёй Кусама в 2012-м году

Яёй Кусама. «Бесконечная зеркальная комната», 2012

В 2012-м году в Тейт состоялась ретроспектива японской художницы Яёй Кусама, известной своим фирменным паттерном «белый горох на красном фоне» и серией бесконечных зеркальных комнат. По словам художницы в своих работах она отражает видимые только ей галлюцинации. Идея комнат — внушить зрителю иллюзию оторванности от берегов и бесконечности. Для того, чтобы попасть в волшебную комнату зрители готовы были часами стоять в очереди: успех решено было повторить в этом году. Пока галерея закрыта в связи с пандемией, но выставка будет работать до 9 мая 2021-го года.