2010-е

,

Кино

Кирилл Адибеков: «Лучше районного кинотеатра ничего не может быть»

Программа фонда «V-A-C» — «Расширение пространства. Из центра» подразумевает целый ряд долгосрочных проектов, которые реализуются в Щукино, Лефортово, Филях, Крылатском, Хорошево-Мневниках и других районах Москвы, посредством различных муниципальных сетей — кинотеатров, библиотек, рынков, домов культуры. Например, профессиональные музыканты собирают на рынках импровизированные оркестры из их сотрудников, там же репетируют и выступают. Художники приходят в районные ДК и начинают учить детей электронной музыке. Посетители библиотеки им. Анны Ахматовой в Крылатском ставят мюзикл по Ги Дебору. Вся эта масштабная деятельность 2019 года призвана стать подготовкой и отработкой форматов, которые затем будут продолжены на ГЭС-2, будущей основной площадке фонда. Мы же вместе с куратором кино «V-A-C» Кириллом Адибековым подобно разбираем Форум «От себя», который проходит в кинотеатре «Юность» в Щукино, а на его примере устройство всего проекта.

№ 1 (608) / 2019

Кирилл Адибеков

Режиссёр, киновед, куратор кинопрограмм «V-A-C»

У нас в России очень централизованное мышление, наш менталитет подразумевает, что любая идея должна прийти из центра, а горизонтальные связи между людьми и институциями не развиваются. Мы же хотим понять динамику районных институций, местных сообществ, предложить им поработать вместе, интегрироваться в их пространство. Основная задача состоит в исследовании. Если бы мы хотели представить громкую кинопрограмму, то работали бы с «Пионером» или «Октябрем». Например, я понимаю, что нужно людям в большом кинотеатре, — громкая премьера с фестивальной историей, скажем, победитель Каннского фестиваля. Однако заходить с подобным предложение в городские районы не нужно, это и без нас реализуется. Мы же хотели задействовать городские сети, связи и каналы распространения информации, в наших изначальных обсуждениях фигурировали и такси, и станции метро, и библиотеки. Задумка трансформировалась, но осталась идея с сетью кинотеатров, поэтому мы пришли с «Москино». Я поездил по районным кинотеатрам, вспомнил, например, что мои родители живут рядом с кинотеатром «Салют», но никогда там не были. А я приехал туда, посмотрел, как строится программа, что происходит внутри, и увидел, что Москино действительно развивается. Они нашли, что предложить местному сообществу: хорошие фильмы на языке оригинала с субтитрами, отсутствие магазинов и продолжительной рекламы, хипстерский кофе. И местное сообщество вдруг откликнулось — оказалось, что не всем хочется ехать в центр, чтобы посмотреть фильм, и лучше районного кинотеатра ничего не может быть. Нам захотелось поддержать эту аудиторию, как минимум, исследовать её и взаимодействовать с ней. Потому что когда мы откроем ГЭС, нам хотелось бы продолжать именно с ней работать, развивать те самые же форматы, которые мы сейчас пробуем в московских районах и в партнерстве с теми же институциями и сетями, с которыми мы сейчас работаем. То, о чем я сейчас рассказываю, — это наброски, идеи о том, как может функционировать культурное производство. И весь этот год мы пробуем и объясняем людям свою методологию, чтобы им потом было проще интегрироваться в то, что будет происходить на ГЭС.

Открытие кинофорума «От себя» в кинотеатре «Юность»

На мой взгляд, люди устали. Им нужна какая-то энергия, и не хочется, чтобы вся эта энергия концентрировалась в центре, но чтобы она перемещалась по городу вместе с людьми. Интересно было бы понять, что вообще за город Москва, где какой ритм, какая пульсация. История, которую мы затеяли, рассказывает о создании разных аудиторий, а еще дальше — о создании разных комьюнити и о том, как они могут пересекаться. В идеале районный кинотеатр — это community centre. И нашей самой амбициозной задачей было бы, поддержать жизнь уже существующих сообществ, возможно, дать импульс к образованию новых. Пусть мы, конечно, не формулируем свою цель таким образом — это было бы безумием, но она есть в основании того, что мы делаем. При этом, конечно, мы не приходим и не пытаемся создать комьюнити с нуля, но предлагаем какой-то базовый сценарий, например, показываем десять фильмов и просим — выберите из них те, которые вы хотите видеть в московских кинотеатрах смотреть. Эти фильмы представляют очень разные жанры и подходы к кинематографу, есть среди них и документальные фильмы, и авторские. Однако, может быть, те фильмы, которые нравятся нам, совсем не нужны районному кинотеатру. Может быть, «Последний фильм» Денниса Хоппера вообще никому не интересен. С моей точки зрения Хоппер снял мощный шедевр, и если бы на него никто не пришёл, — для был бы меня это будет профессиональный вызов. Я бы понял: ага, надо показывать что-то совсем другое. Или если люди не хотят смотреть «Шерлока-Младшего» Бастера Китона, значит немое кино не идёт, хотя это абсолютная классика сюрреализма, при том весёлая, жанровая, со стрельбой и погонями. А еще в нашей программе есть фильм, который очень релевантен тому, что происходит в России сейчас — это фильм «Подселенцы» израильского режиссера Айрис Заки, — очень интересная работа, потому что она основана на её диссертации, которая называется «Открытый диалог в закрытых комьюнити». Это не фильм ради фильма, а research-based practice. Она устраивает свою студию в кафе на Западном берегу реки Иордан на месяц и говорит: первые десять дней вы не будете меня замечать, потом привыкнете, потом, возможно, начнется диалог. И ей удается разговорить предельно закрытое сообщество, в результате их диалога мы узнаем множество совершенно разных людей, у которых нет единой политической позиции, и мне интересно, затрагивает ли что-нибудь здесь этот фильм, одновременно очень артистический и социальный. В Лондоне, например, этот фильм собрал полный зал.

Кирилл Адибеков на открытии кинофорума «От себя» в кинотеатре «Юность»

При этом мы не пытались сделать программу хитов, а лишь разобраться, что людям интересно. Важнее всего в этом проекте не набор фильмов, а зрительское голосование. На входе мы раздавали всем маленькие бумажки и спрашивали: рекомендуете ли вы этот фильм к дальнейшим показам. Какие наберут больше голосов — такие пойдут по всей сети Москино. Так что когда мы говорили, что в «Юности» у нас проходит кинофорум — это не совсем так, здесь у нас происходил show case, где можно было узнать, какие фильмы будут идти в кинотеатрах в дальнейшем, — что гораздо важнее и интереснее, чем маленькая программа. Сам же я постоянно был на показах.

Раньше когда я работал в артхаусном кинотеатре, то проходя из офиса и через фойе, уже оказывался среди зрителей, видел кто и на что ходит, что они обсуждают, как перелистывают книжки в ожидании сеанса. Как говорил Вуди Аллен в «Тигровой лилии», «это мой хлеб».

Открытие кинофорума «От себя» в кинотеатре «Юность»

Еще одна часть этого проекта реализуется также реализуется в районе ЩукиноКогда мы начали придумывать, что можно сделать под вывеской «Расширение пространства», встал вопрос, как нам включить жителей в происходящее. Одних показов и голосования недостаточно, и мы нашли очень правильного человека для еще одного эксперимента. Андрей Сильвестров — это основатель экспериментального кинофестиваля в городе Канске, — и по-моему, очень круто говорить: мой фильм был показан на Канском фестивале, — долгие годы он был связан с «СинеФантомом», и последние 10−15 лет поддерживает с одной стороны, очень фестивальное, а, с другой, очень зрительское кино. В 2016 году он и его коллеги предложили гостям фестиваля в Канске снять фильм на тему «Россия как сон».

Открытие кинофорума «От себя» в кинотеатре «Юность»

Среди гостей были и актеры, и художники, и операторы, и звукорежиссеры, и критики, — и можно было воспользоваться умениями каждого. Тогда они сняли отдельные фрагменты, а затем отдали их Даниилу Зинченко, режиссеру и монтажеру, который собрал из них единое полотно. Этот эксперимент, который оказался очень успешным,. мы показывали на кинофоруме и, надеюсь, он был интересен зрителям. В общем, мы позвали Андрея Сильвестрова и предложили всем, кто хочет попробовать снимать кино, прислать свою заявку на участие в его открытой мастерской. Мы получили около 160 заявок. Андрей их прочитал, а на следующий день заявил, что хочет позвать на интервью абсолютно всех этих людей. При этом мы знали, что у нас всего двадцать мест. Часть заявок мы отклонили по формальным признакам, но остальные сто человек были приглашены на встречу. Двое суток мы проводили собеседование: рассаживали людей попарно друг напротив друга, и они рассказывали друг другу о себе, а мы снимали их диалог на две камеры. И тогда я понял, что неподдельный интерес к людям, который есть у Сильвестрова, — качество уникальное и ключевое для нашего проекта. Мне нравится в этой истории, что Андрей пришел к участникам мастерской не как большой профессионал, который сейчас их научит быть кинематографистами. Он пришел как человек, который им предложил сделать что-то вместе. Да, у них будет классный оператор, звукорежиссёр сценарист, веб-сериалов, но они не учат, а помогают людям реализовывать их идеи. То есть мы просто соединяем людей и даём им инструменты.

Открытие кинофорума «От себя» в кинотеатре «Юность»

В итоговую группу попали порядка тридцати человек, в первый месяц у них идут теоретические занятия, обсуждения, питчинги веб-сериалов. Веб-сериал — это короткая история из 7−8 эпизодов, каждая длится по две-три минуты, это очень интересный и дешевый в производстве формат, вызывающий моментальный интерес. Еще у нас запланирована прогулка по району с краеведом, поскольку здесь у нас есть возможность поработать с пространством: Щукино — это старый советский район с планировкой, соответствующей представлениям о прекрасном урбанистов пятидесятых годов. И мне кажется, что самые комфортные для жизни районы Москвы — это не центр, и не окраина, а как раз этот пояс пятидесятых-семидесятых годов вдоль МЦК. И нам было интересно прийти в район, который был создан в другом государстве, в другой реальности, но для тех же людей, которые до сих пор в нем живут, и посмотреть на сценарий его жизни. Сначала Андрей был скептически настроен, не понимая, почему вдруг Щукино, но потом начал раскапывать разные пласты его истории, связанной с Ходынским полем, Курчатовским институтом и т. д, и это его вдохновило. Так что вместе с участниками мастерской Сильвестров будет снимать фильм о районе. Сначала будут сделаны индивидуальные работы, и мы их представим в Юности в июне, а потом мы из этих работ постараемся собрать целостное аудиовизуальное произведение. Конечно, оно может не получиться, тогда это станет вопросом к нам на будущее. Но я все же надеюсь на лучшее, и по предварительной договоренности с Москино мы бы хотели показывать этот будущий фильм по всей сети. Однако самое главное, что мы делаем, это не итоговый фильм — это то, что мы знакомим людей в рамках этих проектов: эти тридцать человек в мастерской не встретились бы иначе, но когда они проживут вместе этот опыт, у них останутся связи, возможность дружить и работать друг с другом. Также происходит и с институциями: между кинотеатром «Юностью» и местными галереями, которые находятся в пятнадцати минутах ходьбы, никогда не было контакта, они могли не знать друг о друге, ы пытаемся проявить в диалоге эту потенциальную общность, посмотреть на район и город как на целостность, потому что без этого нет будущего.