Города-призраки

,

Невидимые города Италии

,

XX век

,

2000-е

,

2010-е

,

Италия

,

Кино

Кинокарьера древней Матеры

Матера — настоящий пещерный город в южноитальянской провинции Базиликата: его улицы и дома выдолблены в скале из туфа. К середине ХХ века Матера стала символом крайней нищеты и антисанитарии, так что в 1952 году власти насильно переселили жителей в новые районы, замуровав двери старых домов, чтобы люди не возвращались. Год спустя начались съёмки первого фильма на фоне опустевшего города. С тех пор Матера почти непрерывно появляется в кино — чаще всего в роли библейского Иерусалима. В результате в 1993 году ей был присвоен статус объекта всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 2019‑м город-призрак станет культурной столицей Европы. Киновед Джованни Спаньолетти рассказывает киноисторию Матеры и прослеживает, как со временем менялось отношение к ней режиссёров — от отвращения к нищему быту до любования живописной руиной

№ 4 (607) / 2018

Джованни Спаньолетти

Профессор истории кинематографа в Римском университете Тор Вергата. Автор более ста публикаций, основатель журнала и веб-издания Close-up

«Волчица», 1953. Режиссёр Альберто Латтуада

«Волчица», 1953. Режиссёр Альберто Латтуада
Кадр из фильма

«Волчица» — первый крупный кинематографический проект, целиком реализованный в Матере. Как и в своих предыдущих фильмах, миланский режиссёр Альберто Латтуада исследует тут мир женской психологии и сексуальности. Главная героиня, за лёгкое поведение получившая прозвище «Волчица» (от латинского слова lupa, означающего и животное, и блудницу), выдаёт дочь за бывшего любовника, однако не отказывается от собственных чувств к этому мужчине. Фильм заканчивается её трагической гибелью при пожаре на табачной мануфактуре.

«Волчица», 1953. Режиссёр Альберто Латтуада
Кадр из фильма

«Чтобы передать этот ад, я из Сицилии поехал в Матеру. Мне казалось, что её каменные пропасти, разверзающиеся прямо у ног персонажей, добавят фильму атмосферы ужаса. Сам их вид подавляет людей», — рассказывал Латтуада. Съёмки кажутся почти документальными, однако позже режиссёр каялся перед друзьями-неореалистами, что пошёл на поводу у продюсеров, добавив зрелищности в ущерб правде.

«Ревущие годы», 1962. Режиссёр Луиджи Дзампа

«Ревущие годы», 1962. Режиссёр Луиджи Дзампа
Кадр из фильма

Действие фильма разворачивается в 1937 году, когда итальянский фашизм был на пике своей популярности. В маленький городок в Апулии, в роли которого, разумеется, выступает Матера, из Рима приезжает молодой страховой агент по имени Омеро (Нино Манфреди) — а его принимают за чиновника высокого ранга, прибывшего инкогнито с ревизией. Местные власти встречают гостя со всеми почестями, демонстрируя нарочитую приверженность режиму и стараясь скрыть царящую в городе коррупцию. Более чем лояльный официальной идеологии в начале фильма, Омеро осознаёт всю трагичность ошибки, только когда бедняки просят его заступиться за них перед римскими властями. В финале он возвращается домой с совершенно иными представлениями о фашизме и о тех, кто управляет Италией.

«Ревущие годы», 1962. Режиссёр Луиджи Дзампа
Кадр из фильма

Лента, завоевавшая приз «Серебряный парус» на фестивале в Локарно в 1962 году, была одной из целой череды антифашистских картин начала 60‑х, однако критический посыл в данном случае адресован и послевоенной Италии, чьё общество изменилось так же мало, как пещерный город Матеры. Как символ отсталости итальянского юга виды Матеры использовали и многие другие режиссёры того времени: Брунелло Ронди в фильме «Демон» (1963), Лина Вертмюллер в «Василисках» (1963), Карло Ди Пальма в «Так начинается приключение» (1975).

«Евангелие от Матфея», 1964. Режиссёр Пьер Паоло Пазолини

«Евангелие от Матфея», 1964. Режиссёр Пьер Паоло Пазолини
Кадр из фильма

Фильм, снятый по евангельской истории режиссёром-атеистом, — один из самых знаменитых в итальянском кинематографе и опредёленно самый точный по отношению к первоисточнику. Именно после него Иерусалим времён Христа стал выглядеть в сознании массовой публики как скалистые пейзажи Матеры. В значительной мере очарование фильма основано именно на режиссёрском выборе места действия. Хотя многие ключевые сцены были сняты не в Матере, а в других частях Италии, в истории остался именно пещерный город.

«Евангелие от Матфея», 1964. Режиссёр Пьер Паоло Пазолини
Кадр из фильма

Картина вызвала невероятный переполох в обоих крупнейших на тот момент интеллектуальных лагерях страны — католическом и марксистском. Роль Христа исполнил непрофессиональный актёр — 19‑летний профсоюзный активист из Каталонии Энрике Ирасоки, который приехал в Италию за поддержкой в борьбе против режима Франко. Непрофессионалами были многие участники съёмок: одни роли сыграли жители Матеры, другие достались представителям итальянской интеллигенции и друзьям режиссёра (в том числе Наталье Гинзбург, Альфонсо Гатто, Энцо Сичилиано и тогда ещё совсем юному Джорджо Агамбену). Роль пожилой Богоматери сыграла мать самого Пазолини.

«Год первый», 1974. Режиссёр Роберто Росселлини

«Год первый», 1974. Режиссёр Роберто Росселлини
Кадр из фильма

«Год первый» — предпоследний фильм Роберто Росселлини. Это образцовый, хоть и недооценённый пример того просветительского подхода к разговору об истории, который мастер исповедовал на заключительном этапе своей карьеры. О сложном и важном для Италии периоде картина рассказывает через призму биографии Альчиде Де Гаспери (Луиджи Ваннукки), лидера Христианско-демократической партии и самого авторитетного из католических политиков своего времени. Сюжет построен на встречах, беседах и выступлениях героя с 1944 по 1954 год: в самом начале жители Рима с тревогой ждут вступления в город войск союзников, а в финале Гаспери уходит в отставку с поста премьер-министра, а потом и лидера партии, чтобы вернуться в родные места в Трентино.

«Год первый», 1974. Режиссёр Роберто Росселлини
Кадр из фильма

Один из самых важных эпизодов и фильма, и жизни Гаспери — его исторический визит в Матеру в самом начале 50‑х. Росселлини реконструирует это событие так, словно это не художественный фильм, а кинохроника. Мы видим, как машина политика въезжает в город, после чего начинается его осмотр. Матера снова предстаёт символом — в том числе эстетическим — вечной отсталости итальянского юга, унаследованной от фашизма и не преодолённой по сей день.

«Христос остановился в Эболи», 1979. Режиссёр Франческо Рози

«Христос остановился в Эболи», 1979. Режиссёр Франческо Рози
Кадр из фильма

Середина 30‑х годов. За свою антифашистскую деятельность Карло Леви (одна из самых памятных ролей Джана Марии Волонте) отправлен в ссылку в Луканию (так тогда называлась Базиликата). Он видит ужасающую бедность этого края, эксплуатацию и невежество его жителей, и пытается, как может, им помогать. Несмотря на диплом врача, он не имеет права работать и лечит крестьян нелегально. После провозглашения амнистии Леви получает возможность вернуться в Турин. В конце Второй мировой войны он описывает всё увиденное в своей знаменитой книге «Христос остановился в Эболи».

«Христос остановился в Эболи», 1979. Режиссёр Франческо Рози
Кадр из фильма

Франческо Рози создал одну из самых впечатляющих своих работ, превратив в единое художественное пространство виды самых разных городов Базиликаты — Алиано (где происходит действие романа и большая часть событий фильма), города-призрака Крако (панорамные съёмки и въезд в город), Гвардии-Пертикары (площадь, здание администрации и церковь) и кварталов Матеры. Позднее в ещё одном фильме Рози «Три брата» снова мелькнут стены Матеры, увешанные транспарантами, прославляющими фашизм.

«Царь Давид», 1985. Режиссёр Брюс Бересфорд

«Царь Давид», 1985. Режиссёр Брюс Бересфорд
Кадр из фильма

Фильм, основанный на первой и второй Книгах пророка Самуила, рассказывает о жизни Давида, юного пастуха, которого Самуил помазал как будущего правителя народа Израилева. Юноша становится сначала певцом и музыкантом при дворе Саула, первого правителя из числа потомков Авраама, а затем побеждает великана Голиафа и превращается в воина и любимого полководца царя. Герой женится на дочери Саула, однако вскоре между ними вспыхивает вражда. И даже когда Давид побеждает и восходит на трон, ему снова приходится бороться за власть, теперь уже со своими сыновьями.

«Царь Давид», 1985. Режиссёр Брюс Бересфорд
Кадр из фильма

Второй раз после Пазолини Матера становится Иерусалимом, однако эту историко-религиозную картину сложно назвать удачной. Продюсеры пригласили отличного, но мало интересовавшегося предметом режиссёра Брюса Бересфорда, а самой большой ошибкой стал выбор актёра на главную роль: Ричард Гир в образе Давида был совершенно неубедителен, как позднее признал и сам режиссёр. Величественные и достаточно точные декорации выделялись на фоне стандартных для тех лет конструкций из папье-маше, но и они не спасли фильм от провала как у зрителей, так и у критиков, которые в таких случаях никогда не стесняются в выражениях.

«И свет во тьме светит», 1990. Режиссёры Паоло и Витторио Тавиани

«И свет во тьме светит», 1990. Режиссёры Паоло и Витторио Тавиани
Кадр из фильма

Двенадцатый фильм братьев Тавиани снят по мотивам повести Льва Толстого «Отец Сергий» (1911) и стал одной из лучших работ дуэта. Действие повести перенесено в итальянский XVIII век. Представитель обедневшего дворянского рода из Базиликаты Серджо Джурамондо (Джулиан Сэндз), жених графини Кристины (Настасья Кински), узнаёт, что его будущая жена была любовницей короля Неаполя Карла VII. И хотя они любят друг друга, Серджо разрывает помолвку и принимает постриг. Сначала он служит священником, но мечтает об уединённой жизни в скиту. Однажды, искушаемый женщиной, Серджо отрубает себе палец, чтобы избежать греха. Постепенно он обретает славу святого целителя, что ставит под угрозу его одиночество: толпы отчаявшихся людей приходят к нему в надежде на чудо. Одна из паломниц всё‑таки соблазняет героя, и он пытается покончить с собой, однако меняет решение и посвящает себя заботам о бедных. Первая часть фильма снималась в основном в Крако и Матере, а скит Серджо — преимущественно в Апулии.

«И свет во тьме светит», 1990. Режиссёры Паоло и Витторио Тавиани
Кадр из фильма

В 1974 году братья Тавиани уже работали в Матере, снимая сцену с флагеллантами для фильма «Аллонзанфан» — его действие происходит в XIX веке, но аллегорически рассказывает о крахе революционной утопии 1968 года.

«Страсти Христовы», 2002. Режиссёр Мел Гибсон

«Страсти Христовы», 2002. Режиссёр Мел Гибсон
Кадр из фильма

«Всё в Матере идеально подходило для фильма: архитектура, обилие камня, виды скалистых гор выступали фоном, с которым мы работали, чтобы создать величественную панораму Иерусалима. На самом деле мы просто брали её реальные пейзажи», — рассказывал Мел Гибсон. Было бы безжалостно и бессмысленно сравнивать его работу с шедевром Пазолини, пусть это уже и сделали все критики до единого, особенно итальянские. Мел Гибсон — истинный материалист, хоть и с религиозными идеями, и его не интересовал чёрно-белый реализм пещерных домов Матеры; ему были нужны подлинные цвета этих мест, их живой натурализм.

«Страсти Христовы», 2002. Режиссёр Мел Гибсон
Кадр из фильма

Съёмки проходили в основном в четырёх местах: на смотровой площадке Мурджа-Тимоне, на улице Виа-Муро в самой древней части города, на улице Вико-Солитарио в районе Сассо-Кавеозо и на площади Порта-Пистойя. Актёры Гибсона произносили реплики на латыни, древнееврейском и арамейском, то есть на языках того времени, а субтитры были выполнены с филологической точностью. С не меньшей тщательностью режиссёр относился к изображению крестных мук, которые показаны с крайней, почти чрезмерной степенью реализма. С точки зрения автора, его задача состояла не в том, чтобы подтолкнуть зрителя к религиозным размышлениям, а в том, чтобы продемонстрировать ему точную, достойную фильма ужасов картину происходившего.

«Омен», 2006. Режиссёр Джон Мур

«Омен», 2006. Режиссёр Джон Мур
Кадр из фильма

До сих пор мы говорили о фильмах, где Матера выступала либо символом отсталого итальянского юга, либо реальностью далёкого прошлого. Однако со временем пещерный город начал превращаться в туристический центр, и американские продюсеры принялись использовать его просто так, за общую живописность. В триллере «Омен» (ремейк знаменитого фильма Ричарда Доннера, который вышел тридцатью годами раньше) рассказывается об американском дипломате, лишившемся сына и усыновившем чужого младенца. Ряд тревожных предвестий позволяет ему догадаться, что приёмыш — Антихрист, и герой отправляется в целое путешествие, чтобы его остановить. Одним из пунктов маршрута как раз и становится неназванный город в Израиле — Матера.

«Омен», 2006. Режиссёр Джон Мур
Кадр из фильма

Позднее Матера мелькнёт еще и в другом голливудском блокбастере — «Чудо-женщине» (2017) по комиксам издательства DC Comics, где в одной из сцен можно ясно рассмотреть церковь Сан-Пьетро-Кавеозо.

«Бен-Гур», 2016. Режиссёр Тимур Бекмамбетов

«Бен-Гур», 2016. Режиссёр Тимур Бекмамбетов
Кадр из фильма

Исторический роман Лью Уоллеса «Бен-Гур: история Христа» (1880) пережил пять экранизаций. Последней версии, представленной казахско-русско-голливудским режиссёром Тимуром Бекмамбетовым, не удалось сравняться с лучшей из них, третьей, — картиной Уильяма Уайлера (1959) с Чарлтоном Хестоном в главной роли. Тот фильм относится к периоду, который можно назвать осенью старого Голливуда: умирал жанр пеплума, баснословно дорогой блокбастер «Клеопатра» Джозефа Манкевича скандально провалился в прокате, и с ним ушла целая эпоха. А ведь значительная часть подобных фильмов снималась на студии Cinecittà в Италии.

«Бен-Гур», 2016. Режиссёр Тимур Бекмамбетов
Кадр из фильма

Тем не менее жанр обрёл новое рождение в 2000‑м, когда на экраны вышел «Гладиатор» Ридли Скотта с Расселом Кроу. Вернувшаяся мода на историко-мифологическое кино породила и нового «Бен-Гура». Специалист по блокбастерам Бекмамбетов в четвёртый раз снял Матеру в роли Иерусалима, а интерьерные съёмки вернул на Cinecittà. История эта, конечно, поистрепалась, однако как историческая реконструкция фильм не заслужил настигшего его грандиозного провала в прокате.

«Быстрая, как ветер», 2016. Режиссёр Маттео Ровере

«Быстрая, как ветер», 2016. Режиссёр Маттео Ровере
Кадр из фильма

Фильм римского продюсера и режиссёра Маттео Ровере — одна из лучших итальянских картин последнего времени. Вместе с работой Габриэле Маинетти «Меня зовут Джиг Робот» (2015) она даёт надежду, что нынешних кинематографистов страны интересуют не только пустые комедии. Ровере обратился к традиции американского экшена, взяв за основу и существенно переработав биографию автогонщика Карло Капоне, который прославился в 80‑е не только успехами на трассах, но и вздорным характером.

«Быстрая, как ветер», 2016. Режиссёр Маттео Ровере
Кадр из фильма

«Быстрая, как ветер» (в российском прокате «Итальянская гонщица») — это история целой семьи гонщиков, немного сентиментальная, но не лишённая волнующих моментов, снятых с большим кинематографическим мастерством. Один из них — ключевой для фильма эпизод «итальянской гонки», нелегального и очень опасного соревнования, — снят именно на улицах ночной Матеры. Приятно, что прекрасный и загадочный пещерный город не просто стал памятником истории, но обретает новую жизнь и устремляется в будущее.