«Искусство» — № 1 (608), 2019

Венский миф

У многих, кто приезжает в Вену, создаётся впечатление, что австрийцы бережно сохранили до нынешних времён традиции и атмосферу XIX века. Это не совсем верно. Американские публикации о так называемом габсбургском мифе впервые появились ещё в 1960‑е годы. В них говорилось, что эта идеологема родилась в Австрии после Первой мировой войны и стала ещё популярнее после Второй. Обездоленным, голодающим людям не на что было опереться. Они не были уверены, можно ли считать себя жертвами войны, если их друзья и родные, или, возможно, они сами, поддерживали политику Германии. А официальная политика самой Австрии состояла в том, чтобы не обсуждать недавнее прошлое. Чтобы хоть как‑то собрать дезориентированную нацию, нужно было событие или явление, положительно окрашенное для любого жителя страны. Этим явлением стал придуманный золотой век — времена империи Габсбургов, которые якобы были счастливыми и спокойными: художники и музыканты собирались в кофейнях, все ели шоколадные пирожные, и из каждого дома звучала музыка Штраусов.

В реальности же времена Габсбургов отнюдь не были безмятежными, Штраусы и кофейни имелись в наличии, но наравне с ними расцветали антисемитизм, цензура и бюрократия, а те самые венские интеллектуалы, что собирались по кофейням, жаловались, что до Вены не доходят даже проблески парижской культуры. Однако безмятежная Вена, которой никогда не существовало, усилиями австрийцев стала реальной, и даже сейчас на габсбургском мифе строится вся туристическая индустрия страны.

Всё это далеко не новость для специалистов, как и то, что до последних десятилетий события, связанные с именами Вагнера, Витгенштейна или Шиле, в Вене нужно было ещё поискать, и только теперь в городе открываются выставки о том, как художники венского модернизма воспроизводили мимику и жесты душевнобольных, пытаясь поставить диагноз собственному веку, и как их приёмы потом взяли на вооружение венские акционисты, создавшие одну из самых радикальных и страшных версий постмодернистского искусства.

В этом номере мы хотим поговорить о том, как на протяжении всего ХХ века художники, литераторы и философы Вены боролись с травмами истории, отказываясь играть в воображаемый золотой век, и работали с настоящими болью, страхом и отчаянием. В общем — о том, каким на самом деле был венский модернизм. Эта история очень драматична, однако осознавая хрупкость выросшей на этой почве культуры, мы учимся по‑новому любить австрийскую столицу.

Редакция благодарит за помощь при подготовке номера Австрийский культурный форум в Москве и лично Симона Мраза, Австрийский национальный туристический офис в России и лично Геральда Бёма и Барбару Бенедик, Венский совет по туризму и лично Верену Хабле.

Искусство №1 (608), 2019

На обложке:
Артур Бенда. Съёмка рекламы для фирмы женского белья Felina
1942. Вена. Картон, серебряно-желатиновый отпечаток, 22 × 15,7 см
© Courtesy Galerie Johannes Fabe

XIX век,

XX век,

Выставки,

Северные страны,

Норвегия

Татьяна Карпова: «Думаю, что эта выставка в первую очередь для художников»

Куратор о выставке Эдварда Мунка

Модернисты,

Красная Вена,

Венский миф,

XIX век,

XX век,

Австрия,

Вена

Вольфганг Мадертанер: «Большой проект по освобождению индивидуальности»

Директор Австрийского государственного архива рассказывает о том, какой на самом деле была эпоха Шиле и Климта

Вопросы: Дарья Курдюкова

ОАЭ,

Арт-пространство,

Инсталляция,

Ближний Восток,

Путеводитель,

Музеи,

Паблик-арт

Путеводитель по арт-пространствам Дубая

Гид для тех, кто приехал в страну, когда Art Dubai уже закончился, а современного искусства всё же хочется

Алина Стрельцова

Выставки

Боги, люди, герои

Шедевры античного искусства из Неаполя теперь в Эрмитаже

2010-е,

Выставки,

Концептуализм

Павел Пепперштейн. Человек как рамка для ландшафта

Замечательно выстроенная ретроспектива в «Гараже»

Ирина Мак

Лондонская школа,

XX век,

Великобритания,

Выставки,

ГМИИ им. А. С. Пушкина

Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа

Ирина Мак

— Выбор редакции

Венский миф,

XX век,

Австрия,

Архитектура,

Вена,

Дизайн,

Фотография

Венский миф: о чём этот номер

2010-е,

Кино

Кирилл Адибеков: «Лучше районного кинотеатра ничего не может быть»

Записала: Алина Стрельцова

Вена,

Выставки

Три выставки Эгона Шиле

Сергей Хачатуров