«Искусство» — № 4 (603), 2017

Свет

Номер, который верстался в предпраздничное время, и сам почти рождественский: именно в самое тёмное время года обнаруживается социальная роль света, о которой пойдёт речь. Света, прежде всего уличного, электрического, в котором люди собираются, ощущая через него свою общность и становясь коллективом. Световое искусство пережило несколько этапов: в эпоху русского авангарда выяснилось, что свет и сам по себе может выступить содержанием произведения; в творчестве минималистов и концептуалистов на первый план вышли его трансцендентные свойства; через засилье лазерных шоу и высокотехнологичных аттракционов мы приходим к сегодняшнему дню, когда для художников и кураторов на первом плане оказываются именно социальный и коммуникационный аспекты света. Это относится и к кураторам фестивалей света; главное свойство светового искусства для них — возможность совместного чувственного переживания. Интерактивность дала зрителям световых инсталляций шанс разделить с художником ответственность за то, как оформление меняет дух и атмосферу городского пространства. Но верно и то, что мельком прозвучало в реплике куратора фестиваля Lux Helsinki для этого номера: все эти варианты сотворчества и соприсутствия неминуемо подчиняются тем же сценариям, что нарабатывались в зимних праздничных ритуалах Европы на протяжении сотен лет.

Искусство №4 (603), 2017

На обложке:
Закари Годрийо-Руа. Фасады, 2013—2014
© Zacharie Gaudrillot-Roy
Изображение предоставлено автором

Световое искусство,

2000-е,

2010-е,

Природа,

Инсталляция,

Экология

Ола­фур Эли­ас­сон: «Мно­го солн­ца оста­ёт­ся не­ис­поль­зо­ван­ным»

Суперзвезда в мире искусства рассказывает, что превзойти северное сияние для него — это хорошая задача на будущее

Вопросы: Алина Стрельцова

XX век,

Нонконформисты,

Поп-арт,

Россия,

Соц-арт,

Соцреализм

На выставках современного искусства

Андрей Ерофеев рассуждает о состоянии искусства на рубеже 2017—2018

Андрей Ерофеев

XX век,

Соцреализм

Соцреализм. Тоталитарный хай-тек

Сергей Хачатуров проводит ревизию официального советского искусства

Сергей Хачатуров

2010-е,

Графика,

Живопись,

Инсталляция

Роман готического вкуса. Призрак-рыЦАРЬ

Не просто выставка, а настоящее мистическое путешествие в мир средневековой мечты Павла I

Никита Иващенко

XX век,

2000-е,

2010-е,

Великобритания,

Живопись,

Россия,

Тотальная инсталляция,

Илья и Эмилия Кабаковы

Илья и Эмилия Кабаковы: В будущее возьмут не всех

Выставка из галереи Тейт скоро приедет в Эрмитаж, а затем в Третьяковскую галерею

Евгения Яркова

2010-е,

Видеоарт,

Инсталляция,

Красноярская биеннале,

Фотография

Мир и Мiръ: художественное открытие русской деревни

Каким получился Основной проект XII Красноярской музейной биеннале

Алина Стрельцова

2010-е,

Видеоарт,

Инсталляция,

Индустриальное искусство,

Уральская биеннале,

Фотография

Работа никогда не завершается

Уральская биеннале расширяет свою зону влияния. Почему это важно не только для екатеринбуржцев

Алина Стрельцова

XX век,

Архитектура,

Графика,

Дизайн,

Живопись,

Фотография

Эль Лисицкий. El Lissitzky

Самое поразительное в ретроспективе гения русского авангарда — то, что она первая в нашей стране

Ирина Мак