«Искусство» — № 4 (528), 2003

Сезон биеннале

В период летнего затишья наше современное искусство взяло отпуск и отправилось на большие и малые западные курорты (или, другими словами, на работы). Так или иначе, отчетливые следы его пребывания можно было заметить и на Венецианской биеннале, и на биеннале в Валенсии, и в Праге, где впервые появился такого же рода фестиваль с двухгодичным циклом. Приятно уже то, что присутствует наше искусство на этих артистических шоу не отдельными, так сказать, художественными единицами, а кучно, порой даже сериями проектов. А среди участников — авторы разных поколений: от Ильи Кабакова и Андрея Монастырского до молодых из группы «Радек». И неважно, что российские художники не получили каких­либо премий и призов или не были шумно отмечены прессой. Гораздо существеннее то, что они выступили как нормальные и полноправные участники международного арт­-процесса, без всяких фор и скидок на экзотичность.

Однако биеннальная тема для нас интересна не только «российским следом», но и опытом проведения подобных «фестов», поскольку в России в недалеком будущем также планируется организовать «большой проект». Мы пригласили известных кураторов и арт­ критиков, имеющих опыт участия в подобных смотрах, обсудить обозначившиеся на прошедших биеннале проблемы. Нужна ли «сильная рука» куратора или эту власть можно рассредоточить? Что предпочтительнее: множественность работ или немногочисленные, но крупные проекты­"вехи"? Наконец, в какой степени влияет «гений места» на характер выставки?
Опустевшая столица, как могла, скрашивала время, то празднуя не свой юбилей (петербургское «зоо­летие» с меньшей помпой, но с большим участием отметили частные галереи, нежели крупнейшие московские музеи), то инфантильно развлекаясь на выставках, имеющих весьма отдаленное касательство к современному искусству. Было заметно, что прошедший в июле «Международный форум художественных инициатив» все более уклоняется от изначально поставленной цели — стать если не подобием регулярного фестиваля, то хотя бы завершающей выставкой сезона — и приобретает вид всероссийского капустника. Впрочем, свято место пусто не бывает, и инициативу «Форума» теперь по всем статьям перенимает фестиваль «АртКлязьма», который действительно превращается в выставку итоговую, масштабную и международную. Об этом проходящем в конце августа и начале сентября слете художников мы подробнее расскажем в следующем номере. Лето также самое удобное время для подведения итогов арт­маркета. Последний прошедший «русский» Sotheby’s показал хорошие результаты с топ­лотами. Теперь можно говорить, что этот сектор рынка уже готов выйти из рамок экзотической резервации Russian Sale в пространство торгов мирового уровня. И в этой сфере наше искусство все меньше нуждается в форах. Интересно было отметить и появление «русского лота» на одних из самых дорогих торгах Sotheby’s — июньских Contemporary Art. Продемонстрировавший стабильность цен и тенденцию к их постепенному повышению аукцион сделал ставку на востребованные и качественные работы. Справедливо, что среди их авторов оказался Илья Кабаков. Насколько все это приоткрыло двери на престижные торги для других российских художников, будет видно в дальнейшем.

Не претендующий на сверхвысокие продажи отечественный арт­рынок тоже пытается проявить инициативу. В сентябре впервые заявила о себе новообразовавшаяся художественная ярмарка «Арт­-Сокольники». Найдет ли она себе место между «Арт­-Москвой» и «Арт-Манежем»?