«Искусство» — № 3 (590), 2014

Культурная политика

Получилось так, что название нашего журнала в этот раз противоречит его содержанию. Этот номер не про искусство, но необходимость обращения к теме культурной политики в период серьёзных общественных изменений для нас очевидна.

Культура существует внутри социальной реальности: художникам нужно выставляться, сотрудничать с режимом или противостоять ему, искать государственные или корпоративные гранты на свои проекты, а организациям культуры необходимы ресурсы, в том числе экономические и законодательные, чтобы функционировать. Добиваться всего этого необходимо в том числе и журналистскими средствами. Правда, часто создается ощущение, что эти общественные дискуссии, в которые все мы поневоле вовлечены, ставят целью не изменить катастрофическую ситуацию, а довести нас до предела взаимного неприятия и вражды. В этих спорах почти не находится места созиданию, и именно поэтому номер не проиллюстрирован произведениями искусства.

За теоретический раздел нашей панорамы культурной политики отвечают Александра Новожёнова и Глеб Напреенко, которым фактически и принадлежит идея номера. Во втором блоке исследователей дополняют практики, резюмирующие текущие изменения во всех сферах культуры — как заранее запланированные руководством страны, так и спровоцированные текущими событиями в мире.

Наконец, мы не комментируем документы, которые послужили поводом для дискуссии. Их тексты можно найти в третьем разделе, но они присутствуют там, скорее, для простой фиксации исторического момента. На самом деле их обсуждение и уже состоялось в интернете, и во многом бессмысленно — едва ли нам на самом деле важно, что в итоговом документе не будет сказано «Россия — не Европа», если художественная активность за рубежом сворачивается на всех уровнях. Мы не обсуждаем слова, а анализируем сценарии взаимоотношений государства и культуры, как бы подводя промежуточные итоги посвящённого ей года перед очередным шквалом всего нового, что нас ждёт.

«Искусство» — №3 (590), 2014

На обложке: Павел Арсеньев. Орфография сохранена, 2012. Фрагмент инсталляции.
Права на изображение принадлежат автору

Теории,

Культурная политика

Паскаль Гилен: «Вопрос о самостоятельности искусства до сих пор не решён»

Вопросы: Анна Ильченко

Теории,

Культурная политика

Такие разные, такие привлекательные

Андрей Шенталь

Теории,

Культурная политика

Аппараты культуры

Илья Матвеев

Теории,

Культурная политика

Галина Янковская: «Это был шквал левых идей»

Вопросы: Александра Новожёнова, Глеб Напреенко

Теории,

Культурная политика

На краю эстетического

Глеб Напреенко

Теории,

Культурная политика

Частное по финансированию, но абсолютно государственное по содержанию

Александра Новожёнова, Сергей Гуськов

Практики,

Культурная политика

Создавая закон о культуре

Александр Рубинштейн

Практики,

Культурная политика

Театр как доходное место

Григорий Заславский

Практики,

Культурная политика

Кирилл Разлогов: «То, что хорошо для искусства, далеко не всегда хорошо для общества»

Вопросы: Алина Стрельцова

Практики,

Культурная политика

Гордые библиотекари

Борис Куприянов

Практики,

Культурная политика

Наталия Сиповская: «Вмешательство министерства во многом пошло институту на пользу»

Вопросы: Алина Стрельцова

Культурная политика,

Документы

Речь президента РФ на Заседании президиума Совета по культуре и искусству

Культурная политика,

Документы

Материалы и предложения к проекту основ государственной культурной политики

Культурная политика,

Документы

Основы государственной культурной политики