«Искусство» — № 3 (590), 2014

Культурная политика

Получилось так, что название нашего журнала в этот раз противоречит его содержанию. Этот номер не про искусство, но необходимость обращения к теме культурной политики в период серьёзных общественных изменений для нас очевидна.

Культура существует внутри социальной реальности: художникам нужно выставляться, сотрудничать с режимом или противостоять ему, искать государственные или корпоративные гранты на свои проекты, а организациям культуры необходимы ресурсы, в том числе экономические и законодательные, чтобы функционировать. Добиваться всего этого необходимо в том числе и журналистскими средствами. Правда, часто создается ощущение, что эти общественные дискуссии, в которые все мы поневоле вовлечены, ставят целью не изменить катастрофическую ситуацию, а довести нас до предела взаимного неприятия и вражды. В этих спорах почти не находится места созиданию, и именно поэтому номер не проиллюстрирован произведениями искусства.

За теоретический раздел нашей панорамы культурной политики отвечают Александра Новожёнова и Глеб Напреенко, которым фактически и принадлежит идея номера. Во втором блоке исследователей дополняют практики, резюмирующие текущие изменения во всех сферах культуры — как заранее запланированные руководством страны, так и спровоцированные текущими событиями в мире.

Наконец, мы не комментируем документы, которые послужили поводом для дискуссии. Их тексты можно найти в третьем разделе, но они присутствуют там, скорее, для простой фиксации исторического момента. На самом деле их обсуждение и уже состоялось в интернете, и во многом бессмысленно — едва ли нам на самом деле важно, что в итоговом документе не будет сказано «Россия — не Европа», если художественная активность за рубежом сворачивается на всех уровнях. Мы не обсуждаем слова, а анализируем сценарии взаимоотношений государства и культуры, как бы подводя промежуточные итоги посвящённого ей года перед очередным шквалом всего нового, что нас ждёт.

«Искусство» — №3 (590), 2014

На обложке: Павел Арсеньев. Орфография сохранена, 2012. Фрагмент инсталляции.
Права на изображение принадлежат автору

XX век,

Культурная политика,

Теория

Паскаль Гилен: «Вопрос о самостоятельности искусства до сих пор не решён»

Вопросы: Анна Ильченко

XX век,

Великобритания,

Культурная политика,

Теория

Такие разные, такие привлекательные

Андрей Шенталь

Политика,

Культурная политика,

Теория

Аппараты культуры

Илья Матвеев

XX век,

Культурная политика,

СССР,

Теория

Галина Янковская: «Это был шквал левых идей»

Вопросы: Александра Новожёнова, Глеб Напреенко

Политика,

Культурная политика,

Теория

На краю эстетического

Глеб Напреенко

2010-е,

Культурная политика,

Россия,

Теория

Частное по финансированию, но абсолютно государственное по содержанию

Александра Новожёнова, Сергей Гуськов

2010-е,

Культурная политика,

Россия,

Практика

Создавая закон о культуре

Александр Рубинштейн

2010-е,

Культурная политика,

Россия,

Практика

Театр как доходное место

Григорий Заславский

2010-е,

Культурная политика,

Россия,

Практика

Кирилл Разлогов: «То, что хорошо для искусства, далеко не всегда хорошо для общества»

Вопросы: Алина Стрельцова

2010-е,

Культурная политика,

Россия,

Практика

Гордые библиотекари

Борис Куприянов

2010-е,

Культурная политика,

Россия,

Практика

Наталия Сиповская: «Вмешательство министерства во многом пошло институту на пользу»

Вопросы: Алина Стрельцова

2010-е,

Документы,

Культурная политика,

Россия

Речь президента РФ на Заседании президиума Совета по культуре и искусству

2010-е,

Документы,

Культурная политика,

Россия

Материалы и предложения к проекту основ государственной культурной политики

2010-е,

Документы,

Культурная политика,

Россия

Основы государственной культурной политики