«Искусство» — № 2 (526), 2003

Современное искусство глазами коллекционеров

Семьдесят лет назад, в апреле 1933 года, вышел первый номер «Искусства». Небольшого формата, на желтоватой офсетной бумаге, почти без цветных иллюстраций. Его интересно читать даже сейчас. Жесткие споры, которые велись тогда на страницах журнала и стоили кому-то карьеры, а кому-то и жизни, теперь — история. Перегибы, официоз, непонимание и несправедливость — многое можно обнаружить в подшивках «Искусства». Мы стараемся взять из прошлого самое ценное. И этот, пятьсот двадцать шестой с момента основания номер, — еще одна попытка нарисовать Картину Искусства, где есть всё: старое и новое, очевидное и загадочное, но главное — Настоящее. Своего рода мостик между прошлым и современным — рубрика «Репринт», для которой на этот раз мы выбрали, возможно, лучшую за все время существования журнала статью — «Вчера. Сегодня. Завтра» Абрама Эфроса. Впрочем, назвать объемное сочинение замечательного критика статьей или обзором — значит совершенно исказить его смысл и значение. Это — эссе о целой эпохе в нашем искусстве. Свой юбилейный номер мы посвящаем тем, без кого искусство, по большому счету, не имеет смысла, — коллекционерам. Именно они находят вещи, которые впоследствии, иногда через десятилетия, занимают достойное место в музеях. Собирать современное искусство на фоне некоторой нестабильности в экономике и полной неразберихе на арт-рынке — рискованное занятие, поэтому сейчас почти невозможно быть коллекционером, не являясь при этом энтузиастом, а для большинства — просто «человеком со странностями». Не ставя задачу нарушить монополию ученых и критиков на интерпретацию искусства, мы публикуем статью-размышление классика соц-арта Эрика Булатова о «Джоконде» Леонардо да Винчи. Когда Булатов позвонил и сказал, что хочет показать нам свою «статью», мы немного удивились: классик классиком, но одно дело холст и краски, другое — текст. Оказалось — блестящий стиль, совершенно новый взгляд. Еще один знаточеский материал посвящен исследованию картины академиста Генриха Семирадского «Танец с мечами». Изучая, как предполагалось, авторскую копию известного полотна, эксперты сделали сенсационные выводы о порядке создания нескольких вариантов картины. В дополнение к рассказу о коллекционерах современного искусства в разделе «Художественный рынок» идут два интервью на тему «искусство и деньги»: о развитии арт-рынка в Испании после диктатуры Франко и о торговле русскими иконами. Как нам кажется, попытки испанских художников и кураторов выйти «в мир» очень напоминают аналогичные начинания пропагандистов российского искусства. Так или иначе, работы современных художников и у нас, и в Испании постепенно растут в цене, а вот рынок религиозной живописи, по мнению специалистов, переживает сейчас не лучшие времена. Однако новейшая история «иконного бизнеса» не потеряла от этого ни актуальности, ни почти детективной прелести. В рубрике «Опыты» — беседа с участниками группы «Обледенение Архитекторов». О радикальном градостроении вообще и о проекте «подземная Москва», в частности. Не менее парадоксальны, на наш взгляд, изыскания молодых московских художников в сфере так называемого «нонспектакулярного искусства». Практика показывает, что даже самые странные, «невизуальные и незрелищные» произведения имеют шанс найти своего коллекционера и попасть в историю искусства.

Спад, застой или расцвет?

Сергей Гришин

Революция в несуществующем государстве

Елена Герчук

Архитектура для реальной жизни

Евгения Кикодзте

Нонспектакулярное искусство: в поисках неуловимого Джо

Сергей Епихин

Арт-рынок после диктатуры

Дарья Пыркина

Третий Семирадский — Семирадский?

Александр Самойлов

Контекст стиля. Раздумья критика об искусстве молодых

Александр Каменский

Вчера, сегодня, завтра

Абрам Эфрос

Хроники «Искусства»

Михаил Лазарев

Картина без живописи

Эрик Булатов

Прогулка. Сергей Епихин

Сергей Епихин

В сторону жанра

Леонид Лернер

Искусство без рынка

Елена Якунина

Профессия: коллекционер

Михаил Боде

Искусство в анамнезе

Александр Шумов

Миссия коллекционера

Михаил Боде

Современное искусство глазами коллекционеров

Китай. Из серии "Исчезнувшие цивилизации", 2002

Ольга Самосюк. Исчезнувшие цивилизации. Ветер времени

Александр Виноградов, Владимир Дубосарский. Наш лучший мир

Оксана Василиади