«Искусство» — № 1 (580), 2012

Художник и театр

История, которую мы рассказываем в этом номере, начинается с «Русских сезонов Дягилева» и футуристов, через эксперименты Антонена Арто, Ежи Гротовского, Роберта Уилсона и Ильи Кабакова приходит к сегодняшним опытам художников и режиссёров, по-новому оценивающих присутствие изобразительного искусства в театре. Традиционная ремесленная работа выходит за рамки просто «сценографии» и «дизайна костюмов», и нынешние авторы создают арт-проекты в театральном пространстве, меняя суть и структуру устоявшихся сценических форм. Впрочем, и театр ищет современности, иных способов взаимодействия со зрителем и понимания пространства произведения — того, в чём сильно искусство. И режиссёры пытаются адаптировать для сцены открытия художников, выступают инициаторами совместных проектов. Отныне не только «рядовой», но и «искушённый» зритель не в состоянии чётко определить разницу между двумя сферами современной культуры. И наша задача — не столько помочь читателям разобраться во всём этом, сколько определить новый контекст и задать правильные вопросы.

Купить
«Искусство» — №1 (580), 2012

На обложке: Илья и Эмилия Кабаковы. Трагедия дьявола, 2011. Декорации к опере
на музыку Петера Этвеша
в Мюнхенской опере. Фотограф Алоис Эллмауэр. Права на изображение принадлежат фотографу.
Изображение предоставлено автором

XX век,

2000-е,

2010-е,

Россия,

СССР,

Театр,

Дмитрий Александрович Пригов,

Эрик Булатов,

Вячеслав Колейчук,

Борис Мессерер

Пять персонажей

Виталий Пацюков

2010-е,

Дмитрий Шостакович,

Кети Чухров,

Ромео Кастеллуччи,

Театр,

Виктор Алимпиев

Спектакль имени Шостаковича

Вопросы: Константин Бохоров, Алина Стрельцова

2000-е,

2010-е,

Россия,

Театр

Ксения Перетрухина: «Самое плохое — то, что вы и ожидали»

Вопросы: Константин Агунович

2000-е,

2010-е,

Перформанс,

Театр,

Франция,

Олег Кулик

Олег Кулик: «Театр тут не годился категорически»

Вопросы: Константин Агунович

2010-е,

Круглый стол,

Перформанс,

Театр

Круглый стол «Театр как новая территория современного искусства»

2010-е,

Джудит Наб,

Жан-Пьер Ларош,

Ромео Кастеллуччи,

Театр,

Театр-инсталляция,

Тристан Шарпс,

Хайнер Геббельс

Театр-инсталляция и театр-путешествие

Дина Годер

XX век,

Роберт Уилсон,

США,

Театр

Ранние спектакли Роберта Уилсона

2010-е,

Перформанс,

Россия,

Театр

Наблюдение за наблюдателями

Константин Бохоров

XX век,

Акционизм,

Антонен Арто,

Герман Нитч,

Ежи Гротовский,

Театр

За гранью театра и искусства

Наталья Гончарова

XX век,

2000-е,

Жозеф Надж,

Марина Абрамович,

Роберт Уилсон,

Ромео Кастеллуччи,

Театр

В поисках полного контакта

Вера Сенькина

XX век,

2000-е,

2010-е,

Роберт Уилсон,

Театр,

Роберт Уилсон

Роберт Уилсон: составляющие творческого метода

Валерий Золотухин

2000-е,

2010-е,

Перформанс,

Россия,

Театр

«АХЕ»: «Сам процесс — уже театр»

Вопросы и текст: Дмитрий Пиликин

2000-е,

2010-е,

Перформанс,

Россия,

Театр

Главные спектакли Русского инженерного театра АХЕ

XX век,

Балет,

Россия,

Театр,

Франция,

Сергей Дягилев

«Русский балет» Дягилева и вопросы коллективного творчества

Алексей Мокроусов

XX век,

Перформанс,

Реэнактмент,

Театр,

Футуристы

Футуристы в театре, или «Победа над солнцем»

Галина Губанова