«Искусство» — № 1—2 (612—613), 2020

Берлин

В городе живут и работают художники,
дипломаты и иммигранты со всех уголков планеты.
«Википедия», статья «Берлин»

Как рассказывает один из героев этого номера, «большая часть сегодняшнего берлинского искусства создаётся приезжими, и абсолютно логично, что оно занимается их проблемами — вопросами миграции, сопоставлением своего и чужого, проблемой границ». Содружество берлинцев со всех концов света наряду с привычкой уважать границы друг друга и сформировало знаменитую берлинскую атмосферу взаимного приятия и свободы быть каким угодно. Нам же в этой ситуации интересны культурные механизмы, благодаря которым всё это стало возможным. У таких механизмов обычно две задачи. Первая — эмоционально вовлечь всех новых приезжих, от панков до беженцев, в жизнь города. Поэтому, например, Музейный остров привлекает сирийских мигрантов водить экскурсии по своим коллекциям, причём не столько по исламским, сколько по собранию европейского искусства. Вторая — сделать так, чтобы местным жителям стало не всё равно. Для этого театры Берлина готовят постановки, где собирают на сцене максимально разных людей, которые учатся слушать друг друга и находить что-то общее. Всё это кажется мероприятиями какой-нибудь государственной социальной программы, однако особенность Берлина как раз в том, что эта культура сама вырабатывала механизмы включения всё новых и новых людей в свою среду начиная с 1989 года без участия государства, а иногда и вопреки ему. Больше того, здесь активно ведётся дискуссия о принципиальной разнице между проектами, которые делаются для себя, и теми, которые создаются под грантовое финансирование или в расчёте на спонсорские деньги. И хотя многие берлинские художники сейчас оплакивают свой привычный мир творческой свободы, который, как они считают, должен вот-вот рухнуть, эта дискуссия имеет явно не академический интерес — в том числе и для нас с вами.

Номер реализован при поддержке программы «Культура в движении: региональный мобильный фонд в регионе Восточная Европа и Центральная Азия». Мы благодарим Гёте-Институт и лично Астрид Веге за помощь.

Искусство №1—2 (612—613), 2020

На обложке: Общая почва, 2014. Фотография к спектаклю. Режиссёр Яэль Ронен. Maxim Gorki Theater. © Esra Rotthoff