2000-е

,

2010-е

,

Монологи художников

,

Практика

,

США

Художник в условиях капитализма

Мы расспросили семерых американских художников о карьере, деньгах, отношениях с галереями, грантах, премиях и о том, что они считают успехом. Выяснили, что у них тоже всё по‑разному

№ 4.1. Приложение к № 4 (587) / 2013

Джон Грейд. Конденсатор, 2013
Инсталляция в культурном центре Kohler Arts Center, США. Деревянные рамы, ткань, внешние механические датчики, цифровой контроллер, лампочки. 22 × 38 × 30 футов

Количество «творческих работников» в США превышает 2 млн человек. Среди них чуть больше 200 тыс. художников и порядка 150 тыс. фотографов. Ежегодно учебные заведения выпускают ещё около 29 тыс. профессиональных художников, что составляет 6 % всех молодых специалистов. В то же время согласно статистике количество рабочих мест в этом секторе — 0,5 % всего рынка труда. Быть художником в США сложно ещё и потому, что творчество не даёт медицинской страховки, которая необходима из‑за исключительной дороговизны медицинских услуг, и никто не будет выплачивать пенсию. Кроме того, занятие искусством — это также негарантированный, часто низкий, заработок. Тем не менее художники находят разные способы не только выжить, но и достичь успеха.

Большинство американских художников не могут положиться на творческие заработки и, чтобы свести концы с концами, работают в самых разных отраслях — от официантов в ресторанах до дизайнеров. Самой доходной и престижной считается преподавательская деятельность, но для этого требуется степень магистра (аналог нашего высшего образования), а она есть далеко не у всех. По данным статистики, средний годовой доход художника в 2013 году составил 40 тыс. долларов. Это ниже, чем у профессионалов других сфер. Только треть арт-работников удовлетворены своими заработками, но все-таки большинство из них не жалеют о выборе — деньги не главное в жизни художника.

Галереи

Крупные коллекционеры и серьёзные институции, такие как музеи или университеты, никогда не обратятся к художнику напрямую, только через галерею. Однако и художники не жаждут обсуждать с покупателями цены на свои работы и торговаться. Большинство проблем в отношениях с коммерческими организациями возникают по финансовым причинам: либо галерея оплачивала проданные работы с задержкой, либо не информировала художника о продаже, либо и вовсе закрылась, так и не рассчитавшись за реализованные произведения. Многие галереи в Бруклине и Челси открываются в качестве дополнительного бизнеса: как и художники, галеристы не в состоянии обеспечить себя только продажами искусства, поэтому рассчитывают на другую, более надёжную работу или бизнес. «Ты думаешь, что галерея успешна, а на самом деле у её владельца просто есть другой, более прибыльный, бизнес», — рассказывает художник Чарльз Браунинг.

Фонды, гранты и премии

Гранты, стипендии и премии — формы признания в арт-мире, но зачастую это и вопрос выживания для художника. Их количество не поддаётся подсчётам, поскольку, кроме известных и престижных фондов и федеральных грантов (www.grants.gov), практически у каждого университета, крупного музея и местных советов по культуре есть свои, к ним следует добавить относительно небольшие частные фонды, а их десятки в каждом крупном городе. Сегодня размеры государственной помощи в США меркнут по сравнению с частной поддержкой, но до экономического кризиса государственное финансирование было основным. Все правительственные ресурсы находятся в управлении Национального фонда по искусству (www.nea.gov / about / index.html). По решению Сената этот фонд прекратил прямое финансирование художников, но они всё же получают деньги из этого источника через другие арт-институции.

Впрочем, средства в фонды поступают не только от американских миллиардеров. Обычной практикой среди американцев среднего класса считаются благотворительные пожертвования на различные мероприятия, в том числе арт-фонды. На это в среднем уходит от 10 до 20 % дохода, что поощряется налоговым законодательством США. Многие известные фонды существуют благодаря капиталам и коллекциям известных американских художников согласно их завещаниям (например, фонды Энди Уорхола, Поллока-Краснер, Джоан Митчелл и пр.).

Брайан Деттмер. Жизнь позвоночных, 2008
Книга в твердом переплете, акриловый лак. 9,5 × 6,75 × 2,125 дюйма

Получение грантов, ко всему прочему, это отдельная форма бизнеса, когда претендент платит специализированной организации за информацию обо всех возможностях и помощь в составлении и подаче заявки. Специальный гид по грантам, разработанный Центром по работе с фондами (Foundation Center, foundationcenter.org / marketplace / catalog / product_downloadable.jhtml?id=prod2360005), даёт описание около 27  500 различных грантов для художников на общую сумму 3,9 млрд долларов, предоставляемых более чем 1300 фондами.

Каждый фонд самостоятельно определяет свои приоритеты и принципы присуждения премий и грантов. Так, для получения финансирования от фонда Поллока-Краснер (The Pollock-Krasner Foundation, www.pkf.org) необходимо не только быть одарённым художником, но и доказать наличие финансовых трудностей. При этом фонд не требует реализации какого‑либо конкретного проекта — деньги могут пойти на оплату студии или на другие нужды художника. Материальное положение претендента — важный критерий и для фонда Адольфа и Эстер Готлиб (Adolph and Esther Gottlieb Foundation, gottliebfoundation.org). Кроме того, художник должен предъявить убедительные доказательства того, что занимается искусством уже как минимум двадцать лет.

Фонд Энди Уорхола (Andy Warhol Foundation for the Visual Arts, www.warholfoundation.org / grant / overview.html) предоставляет средства только арт-институциям, а фонд «Креативный капитал» (Creative Capital, creative-capital.org / home), напротив, финансирует только проекты, заявленные самими художниками. Весьма престижны гранты таких организаций, как фонд памяти Джона Саймона Гуггенхайма (John Simon Guggenheim Memorial Foundation, www.gf.org), фонд Тиффани (Tiffani Foundation, www.tiffanyandcofoundation.org) и фонд Джоан Митчелл (Joan Mitchell Foundation, joanmitchellfoundation.org ).

Основное отличие премии от гранта в том, что для премии не нужна заявка и, как правило, для художника её присуждение становится неожиданностью. Наиболее престижной считается награда фонда МакАртур (MacArthur Foundation, www.macfound.org) размером 500 тыс. долларов. В числе наиболее значимых также премия фонда «Соединённые Штаты художников» (United States of Artists, www.unitedstatesartists.org) и ежегодный приз Хьюго Босс (Hugo Boss Prize: en.wikipedia.org / wiki / Hugo_Boss_Prize) размером 100 тыс. долларов, этот конкурс фэшн-бренд проводит при поддержке Музея Гуггенхайм.

Арт-резиденции

В США находится самое большое количество арт-резиденций в мире. Для сравнения: в наиболее полном справочнике арт-резиденций Res Artis упомянуты более 400 организаций, из которых 55 находятся в США, 29 — в Италии и 3 — в России (www.resartis.org / en ).

Американские резиденции сильно отличаются по своим задачам, срокам пребывания художников, системе отбора и специализации на конкретных видах искусств, а также по степени престижности. Самые известные — это основанные более ста лет назад «МакДовел Колони» (The McDowell Colony, www.macdowellcolony.org) и «Яддо» (Yaddo, yaddo.org / yaddo / history.shtml). Пребывание в этих резиденциях автоматически означает включение художника в круг избранных.

Кроме этих старейших и престижнейших резиденций, художники стремятся попасть в Skowhegan (www.skowheganart.org / ), принимающую только начинающих художников, в Атлантический центр искусств (Atlantic Center for the Arts, www.atlanticcenterforthearts.org) в прибрежном городке во Флориде и самую большую резиденцию в США — «Вермонт студио центр» (Vermont Studio Center, www.vermontstudiocenter.org).

Ким Анно. Святой Марк, 2012
Чернила и масло по холсту на деревянной основе, 165 × 107,5 см

Большинство молодых художников и не предполагает, насколько полезной для них окажется поездка в резиденцию. Самым важным итогом обычно становится приобретение «правильных» знакомств, которые потом приносят и выставки, и премии, и предложения от галерей. Достигшие определённого уровня известности художники не подают заявок, а приглашаются резиденциями в качестве мастеров, чьё присутствие и помощь важны для начинающих. Так осуществляется преемственность поколений. Кроме того, в резиденциях создаются особые условия для творчества: там есть оборудованные мастерские и достаточно комфортные условия проживания. Художники могут забыть о проблемах насущных и сосредоточиться только на искусстве. С этой целью организаторы подчас ограничивают даже доступ в интернет и телефонные разговоры.

В резюме художники обязательно указывают все свои резиденции. Пусть они менее значимы, чем гранты и премии, но для того, чтобы попасть туда, требуется пройти процедуру подачи заявки и её рассмотрения экспертным советом, очень похожую на ту, которую проводят фонды.

Пребывание в резиденциях бывает платным, частично платным и бесплатным. Для компенсации расходов художник может попытаться получить стипендию — всё зависит от условий конкретных организаций и формы их финансирования.

Всё чаще американцы пытаются устроиться в резиденцию за пределами США. Особенно популярны Таиланд и Индия, где стоимость пребывания ниже, а приобретённый опыт и впечатления — намного ярче. О таких возможностях чаще всего узнают по «сарафанному радио», а не из официальных справочников.

Ярмарки

Ярмарки для американских художников важны главным образом потому, что коллекционеры посещают их охотнее, чем галереи. В то же время они так же давят на художников, как и галереи: проводятся одна за другой с небольшими интервалами (в конце года — «Арт-Базель-Майями», в январе — ярмарка в Лос-Анджелесе, в марте — Нью-Йоркская «Армори», а в мае «Фриз Нью-Йорк»), и хорошие продажи на одной ярмарке приводят к тому, что на следующей художнику просто бывает нечего показать, а сделать это нужно обязательно.

Интернет

Наличие своего сайта считается необходимым условием для того, чтобы развивать карьеру: больше всего запросов приходит именно через этот канал. Тем не менее интернет пока не приносит реальных продаж, а рассматривается, скорее, как ещё один способ продвижения. Нередко покупатели контактируют с художниками посредством Сети в надежде на лучшую цену или желая купить работу напрямую у автора. Однако художники всегда перенаправляют такие запросы галереям.