XX век

,

Агитационный плакат

,

Германия

,

СССР

,

Фотография

,

Фотомонтаж

Фотомонтаж как новый вид агитационного искусства

Журнал «Искусство» публикует статью Густава Клуциса из сборника «Изофронт. Классовая борьба на фронте пространственных искусств» группы «Октябрь»

№ 4−5 (578) / 2011

Густав Клуцис

Джон Хартфилд. Кто бы ни читал буржуазную прессу, становится слеп и глух: сдери эту издевательскую повязку, 1932

Фотомонтаж как новейший метод изобразительного искусства тесно связан с развитием индустриальной культуры и массовых форм художественного воздействия. Фотомонтаж — агитационно-пропагандистская форма искусства. Поэтому вполне естественно, что он был использован главным образом в культурной работе Советского Союза.

В развитии фотомонтажа надо различать две линии. Первая берет начало от американской рекламы. Это так называемый фотомонтаж рекламно-формалистический, он широко использован дадаистами и экспрессионистами Запада. Вторая линия развилась самостоятельно на советской почве. Это агитационно-политический фотомонтаж, разработавший свой метод, принципы и законы построения. В конечном счет он завоевал полное право быть названным новым видом массового искусства — искусства социалистической стройки. Этот вид фотомонтажа оказал решающее влияние на коммунистическую печать в Германии (Гартфильд и Чихольд) и других стран, воспринявших этот метод для оформления массовой литературы.

В СССР фотомонтаж появился на «левом» фронте искусства, когда было изжито беспредметничество. Для агитационного искусства понадобилась реалистическая изобразительность, созданная максимально высокой техникой и обладающая графической четкостью и остротой впечатления. Старые виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, гравюра) оказались недостаточными по своей отсталой технике и методам работы, чтобы удовлетворять массовые агитпотребности революции.

Густав Клуцис. Выполним план великих работ, 1930

Сущность фотомонтажа заключается в использовании физико-механической силы: фотоаппарата (оптики) и химии в агитационно-пропагандистских целях. Заменяя рисунок от руки фотографией, художник более правдиво, более жизненно, более понятно для масс изображает тот или иной момент. Смысл этой замены заключается в том, что фотоснимок не есть зарисовка зрительного факта, а точная его фиксация. Эта точность, документальность придают фотоснимку такую силу воздействия на зрителя, какого графическое изображение никогда достичь не сможет.

Агитплакат, обложка, иллюстрация, ленинские лозунги, стенгазета, красные уголки потребовали новых, острых, живых, точных методов оформления. Потребовалось сильное своей техникой, вооруженное аппаратурой и химией искусство. ИСКУССТВО, СТОЯЩЕЕ НА УРОВНЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ. Таким искусством оказался фотомонтаж. Не нужно думать, что фотомонтаж сводится
к выразительной композиции фотоснимков. Он включает в себя всегда политический лозунг, цвет и чисто графические элементы.

Идеологически и художественно выразительная организация этих элементов может быть выполнена только художником совершенно нового типа — общественником, специалистом по массовой политической и культурной работе, конструктором, владеющим фотографией, строящим свою композицию на совершенно новых законах, не применяемых в искусстве до сих пор. Новые приемы построения вызваны новыми элементами изобразительности и новой социальной установкой.

Джон Харфилд. Немецкие жёлуди, 1933

Пролетарская революция поставила ряд совершенно новых комплексных заданий перед пространственными искусствами: оформить социалистические города, дома-коммуны, парки культуры и отдыха, зеленые города, аграрные поселки, рабочие клубы, рабочий быт, одежду, массовые зрелища, рабочие комнаты. Новые задания вызвали к жизни новые формы и виды художественного труда. К числу их принадлежит и фотомонтаж.

Метод фотомонтажа органически чужд той художественной лжи, которая выдает приспособленческую халтуру импрессионистических и натуралистических эпигонов за выражение образов революции. Фотомонтаж обладает богатейшими техническими приемами выразительности. Приемы многократных экспозиций, фотограмма, фотопись — это разновидности фотомонтажа в его формально лабораторном разрезе. Фотообъектив, светочувствительная эмульсия, свет, химикалии, цвет плюс полиграфическая техника содержат в себе громадные возможности, очень мало еще раскрытые и использованные. Путем распределения и акцентирования разномасштабных фотоснимков и выделения их конкретности и цветовых соотношений можно выразить нужную тему, заставить фото, лозунг и цвет служить задачам классовой борьбы, заставить фото рассказывать, агитировать, объяснять. Фотомонтаж организует по принципам максимальной контрастности неожиданностью расположения и разномасштабностью.

Фото фиксирует застывший статичный МОМЕНТ. Фотомонтаж показывает динамику жизни, развертывает тематику данного сюжета.

Фотомонтаж, организуя одновременно ряд формальных элементов — фото, цвет, лозунг, линию, плоскость — имеет одну целеустремленность — достичь максимальной силы выразительности. Фотографические снимки используются как изобразительное искусство и вместе с тем как составная часть целостного организма. Фотомонтаж можно сравнить из других искусств только с кино, которое массу кадров соединяет в целостное произведение.

Ян Чихольд. Плакат «Дама с камелиями», 1927

Фотомонтаж как новейший метод искусства возник в СССР в 1919—1921 гг. Его возникновению предшествовала длительная лабораторная и производственная работы в поисках новых методов оформления. В результате этого опыта возникла первая фотомонтажная работа в СССР, так называемый «Динамический город» худ. Г. Клуцис, где фото впервые было использовано как элемент фактуры и изобразительности и смонтировано по принципу разномасштабности, уничтожая вековые каноны изображения, перспективности и пропорции. Этот метод в дальнейшем был применен в ленинских плакатах (журн. «Молодая гвардия» в 1924 г.). Политический лозунг, фото и цвет окончательно сформулировали метод фотомонтажа как нового вида агитационного искусства. Этим методом впервые стали работать художники Г. Клуцис и С. Сенькин.

Кроме этих двух товарищей, фотомонтаж стали применять художники Лисицкий, Родченко, Лавинский. Работы их часто соскальзывали в сторону рекламно-формалистического плаката, не оказывавшего влияния на формирование политического фотомонтажа.

В последние годы организовалась группа молодых художников, широко применяющих этот метод в полиграфии: тт. Ёлкин, Кулагина, Спиров, Гутнов, Пинус и тысячи безымённых художников — рабочих и колхозников на производстве, оформляющих ударные политические темы методами фотомонтажа.

Ни одна стенгазета больше не обходится без фотомонтажа.

Густав Клуцис. Иллюстрация для журнала «Пролетарское студенчество», № 2, 1923

Метод фотомонтажа в СССР стал массовым искусством. Если подвести итоги тому, что нового дал фотомонтаж, то следует признать следующие его достижения:

  1. Фотомонтаж произвел техническую реконструкцию в области изоискусства.
  2. Фотомонтаж совершил революцию в методах построения композиции.
  3. Фотомонтаж обогатил агитационное искусство новым точным методом работы, обладающим документальной точностью и композиционной гибкостью. Фотомонтаж допускает точность до 1 / 1000 секунды фиксирования сложных процессов и динамики работы в то время, когда рисунок дает только приблизительную индивидуальную зарисовку и статику событий.
  4. Фотомонтаж как метод массового воздействия завоевал рабочие, красноармейские, комсомольские и пионерские клубы и оказал решающее влияние на стенгазеты, ленинские уголки, выставки текущих политкампаний, стал орудием выразительности в руках миллионов рабочих, комсомольцев, пионеров.
  5. Фотомонтаж создал новый тип политического плаката, в то время как другие типы плаката находятся до последнего дня в плену рекламной буржуазной манеры (Стенберги, Пруссаков). Фотомонтаж создал новый тип революционной открытки.
  6. Фотомонтаж создал новый тип оформления массовой книги, применяемый ныне всеми издательствами, главным образом ОГИЗом. Первая выставка «Октября» (июнь 1930) дала ряд образцов такой книги.
  7. Метод фотомонтажной композиции повлиял на ряд других искусств. Так в живописи ряд художников при построении картины пользуется этим методом (Вялов, Лабас, Пименов и др.).
  8. Фотомонтаж активизировал методы съемки. Сильные ракурсы, снимки снизу и сверху, двойные и тройные экспозиции, все это — влияние фотомонтажа, который по принципу своего построения требовал иных приемов съемки. Фотомонтаж выдвинул ряд новых задач перед фотографией. Принципами фотомонтажа целиком пользуются Б. Игнатович и А. Родченко.
  9. Методом фотомонтажа продуктивно пользуется Ленинградский Изорам как основным педагогическим средством.
  10. Журналы и газеты СССР широко пользуются методом фотомонтажа, хотя часто, не имея специалистов в этой области, вульгаризируют его.
  11. Все музеи и выставки целиком применяют этот метод для организации своих экспонатов (выставки заграничные, выставки в СССР, музеи революции) и т. д.
  12. Метод фотомонтажа далеко выходит за пределы полиграфии. Идет усиленная разработка применения фотомонтажа в архитектуре. В ближайшее время мы увидим фотомонтажные панно и фрески колоссальных размеров. Таково же применение фотомонтажа в текстиле и керамике.
  13. Фотомонтаж — типичный вид советского революционного искусства, но сфера его применения далеко выходит за пределы СССР. Коммунистическая печать Германии (Гартфильд и Чихольд) широко применяет в своих изданиях метод фотомонтажа. Необходимо всячески приветствовать и поддерживать всякого нового работника, двигающего дальше это большое дело, недостаточно еще оцененное нашей марксистской критикой и общественностью. Категорически необходимо бороться с многочисленными эпигонами и шарлатанами, вульгаризирующими и использующими этот метод для омоложения своей уже устарелой техники в халтурных целях.

Пролетарская индустриальная культура, выдвигающая самые выразительные средства воздейстия на миллионные массы, использует метод фотомонтажа как самое боевое и действительное средство борьбы.