Гид по экспонатам выставки Сальвадора Дали в Манеже
Выставка: Сальвадор Дали. Магическое искусство.
Где: Центральный выставочный зал «Манеж»
Когда: 28 января — 25 марта 2020 года
Музей Фаберже открыл наиболее масштабную выставку работ гения сюрреализма «Сальвадор Дали. Магическое искусство». Экспозиция представляет более 180 работ великого художника, которые привезли из фонда «Гала — Сальвадор Дали» и Национального музея «Центр искусств королевы Софии». Портал «Искусство» подготовил гид по главным работам, представленным на выставке, который поможет лучше понять магический и загадочный мир всемирно известного художника.
Мягкий автопортрет с жареным беконом
Одной из ключевых работой, представленных на выставке, является «Мягкий автопортрет с жареным беконом» 1941 года. Эта картина представляет собой символ обновления и новой жизни, которая началась у Сальвадора Дали после переезда в США. Здесь он раскрыл себя в новых сферах: работал с мирами литературы, театра, моды, создавая имидж универсального художника. «Мягкий автопортрет с жареным беконом» отражает ироничное восприятие художником своей сущности. Словно змея, меняющая кожу, автопортрет воплощает и авангардные идеи европейского общества, и принципы американского общества потребления.
По символике Дали, ломтик жареного бекона на картине означает органическую материю и повседневную природу. Сюрреалиста всегда интересовала тема кожи. Так, например, Микеланджело, которым восхищался Дали, затронул эту тему при росписи в Сикстинской капелле, и утверждал, что наиболее последовательной вещью нашего представления является не дух или жизненная сила, а кожа.
В своей книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали» сюрреалист пишет:
«Жить! Для этого надо перечеркнуть половину своей жизни, чтобы приступить ко второй половине во всеоружии опыта. Я убил свое прошлое, чтобы избавиться от него. Так змея избавляется от своей старой кожи — моя старая кожа, в таком случае, бесформенная и революционная послевоенная жизнь. Эти строки — конвульсии, которые позволят мне отбросить в забвенье последние куски прошлого, еще приставшие ко мне.
Новая кожа и новая земля! Земля свободы, столь возможной, земля Америки, предпочитаемая потому, что она молода и не затронута даже тенью драмы… Речь идет не о косметической хирургии или увечье, но о возрождении. Я не отрекаюсь ни от чего. Я продолжаюсь".
Максимальная скорость Мадонны Рафаэля
Увлечения Дали открытиями в области ядерной физики и атомной материи привели его от сюрреализма к новому способу изображения окружающего мира, который обозначил следующий этап в творческой жизни художника. По словам гения, атомные взрывы в Хиросиме и Нагасаки стали поворотным моментом его карьеры: он всерьез задумался о мощности атома и важности связанных с ним физических процессов.
Примером нового этапа в творчестве Сальвадора Дали является полотно «Максимальная скорость Мадонны Рафаэля», написанное в 1954 году.
В основе композиции находится голова Марии из картины «Мадонна со щегленком» мастера эпохи Возрождения Рафаэля Санти. На картине органично сочетаются религиозные символы и элементы квантовой теории.
Фигура Мадонны мастерски составлена из мелькающих атомов, а черты лица образованы рогами носорога. Последние символизируют традиционные математические принципы (например, «золотое сечение», определяющее пространственную пропорцию), которых Дали строго придерживался в этот период.
Динамическое движение этих идеальных форм, по мнению Дали, с одной стороны, является доказательством непрерывности материи, а, с другой, позволяет показать скрытый от глаза процесс ядерного распада.
Невидимый человек
Несмотря на то, что Дали является самой яркой фигурой сюрреализма, он не всегда разделял идеи представителей этого течения. Например, с его появлением в кругу сюрреалистов начинается период новых способов и форм художественного творчества. Главным нововведением стали «двойные», или скрытые образы.
Ярким олицетворением данного периода у Сальвадора Дали может служить созданный в 1929 году «Невидимый человек» — первый сюрреалистический шедевр гения.
Это первая картина, в которой гений использовал двойные образы и оптические иллюзии. Желтые облака становятся волосами человека; его лицо и верхняя часть туловища сформированы разрушенной архитектурой, а водопад создает смутные очертания его ног. Как и многие работы Дали, написанные в данный период, эта картина раскрывает страх гения перед сексом. Под мужчиной рыщет дикий зверь — еще один из сексуальных символов Дали, который часто встречается на его картинах, как и женщина из кувшина.
Интересно, что прием оптических иллюзий был вдохновлен итальянскими художниками-маньеристами, такими как Джузеппе Арчимбольдо.
Дематериализация под носом Нерона
В работах Дали периода насыщенного мистицизма появляется классическая строгость форм и выверенность перспективных построений, художник вновь обращается к творчеству мастеров Античности и Ренессанса. Гений утверждает, что искусство мистицизма является единственным оружием, которое сможет спасти мир от хаоса.
Так, еще одной работой, созданной под влиянием трагических событий 1945 года в Хиросиме и Нагасаки, является «Дематериализация под носом Нерона» 1947 года. Фигуры на картине оказываются словно подвешенными в безвоздушном пространстве, они не взаимодействуют между собой непосредственно, а лишь соседствуют, порождая множество ассоциаций. Среди бескрайней сюрреалистической пустыни появляется образ разделенного на части гиперкуба, в центре которого художник помещает подобный расколотому атому спелый гранат, олицетворяющий возрождение и бессмертие. Под триумфальной аркой мы видим бюст жестокого римского императора Нерона.
«Пейзаж с загадочными элементами»
Став одной из главных фигур течения сюрреализма, Сальвадор Дали находит себя в этой сфере и в полной мере реализует свой огромный творческий потенциал. Увлечение психоанализом и теорией бессознательного и одновременно — Вермеером и другими старыми мастерами, создают феномен его живописи, ставший узнаваемым во всем мире. Достигнув вершин живописного мастерства, он написал наиболее известную и выдающуюся картину данного периода творчества — «Пейзаж с загадочными элементами» (1934).
Данная работа характеризуется сочетанием воображаемых и реально существующих объектов в едином пространстве. Как и большинство картин сюрреалиста, «Пейзаж с загадочными элементами» скрывает в себе большое количество символов: ребенок с женщиной в глубине пейзажа — сам Дали и няня — отсылают в детство художника; кипарисы, которые очень часто встречаются на картинах сюрреалиста, говорят об увлечении гением творчеством Арнольда Бёклина и его работой «Остров мертвых», также кипарисы символизируют время; главным элементом картины является фигура, рисующая пейзаж — это нидерландский художник Ян Вермеер, которого мастер считал одним из величайших живописцев всех времен.