2010-е

,

Китай

,

Рынок

­Филипп Хоффман: «Ситуация бума может стать опасной»

Динамично развивающийся рынок китайского искусства, возникший на волне интереса европейских и американских покупателей к экзотике, ныне зависит в основном от внутреннего спроса. Среди китайцев — понятная мода на всё китайское, но сколько продержится увлечение современным искусством, не могут прогнозировать даже опытные рыночные игроки

№ 6 (579) / 2011

Филипп Хоффман

Основатель Фонда The Fine Art Fund, выступающим представителем и советником по искусству нескольких ведущих мировых банков. Коллектив компании состоит из 35 профессионалов в области искусства и финансов, представляющих её интересы в Лондоне, Нью-Йорке, Лугано, Афинах и Дубае.

Юэ Миньцзюнь. Портрет художника и его друзей, 1991
Холст, масло. Эстимейт: 3,205,100 — 3,846,200 долларов
Китайский арт-рынок нынче переживает бум. Каковы, по-вашему, причины и мотивы этого феномена?

Основная причина в том, что это очень молодой рынок — он лишь недавно стал доступным для международной торговли. В целом рынок китайского искусства состоит из нескольких секторов: императорский фарфор и керамика, произведения декоративного искусства, включая изделия из нефрита, классическая китайская живопись тушью, модернистская живопись, современное искусство и фотография. Существует огромное предложение первоклас­сных произведений и не меньшее число коллекционеров, готовых покупать. Основное преимущество этого рынка — высокий спрос. Объясняется это готовностью вновь формирующейся китайской буржуазии тратить огромные средства на искусство плюс стабильный интерес со стороны интернациональных коллекционеров и западных музеев. Китайский истеблишмент предпринимает сознательные усилия по инвестированию в собственное культурное наследие. На аукционах, проводящихся в Нью-Йорке и Гонконге, не говоря уже о самом Китае, буквально сметаются произведения, которые находились во владении императорской фамилии или имеют отношение к важным историческим событиям. Но рынок не свободен и от потенциальных угроз; одна из них — фальшивые произведения искусства. Так, «фальшаки» составляют значительную часть предметов, предлагаемых к продаже в Гонконге.

Какое будущее ждёт современное китайское искусство в плане коммерческого успеха — на Родине и за рубежом?

За последние двадцать лет в Китае появилось много талантливых художников — и только в последние лет шесть они начали приобретать известность в мире. Несомненно, современные китайские мастера обладают высоким творческим потенциалом, что и дальше будет стимулировать развитие искусства и арт-рынка. Цены на современное искусство постоянно повышаются и сейчас значительно превосходят показатели шестилетней давности. И при этом здесь существуют дополнительные возможности роста, в отличие от рынка западного современного искусства. Дело в том, что китайское искусство в целом долго оставалось недооценённым. А после бума в финансовом, строительном и других сегментах рынка, который захлестнул Китай в прошедшие десятилетия, образовалась генерация новых коллекционеров, ориентированных на приобретение отечественных произведений. К тому же китайское правительство активно работает над воплощением расчитанного на десять лет плана создания музейной инфраструктуры. Cовременное китайское искусство завоёвывает не только внутренний рынок: китайцы много выставляются в западных галереях и музеях, а произведения топовых авторов регулярно включаются в вечерние торги главных аукционных домов в Нью-Йорке и Лондоне — всё это создаёт значительный информационный охват. Возможно, что интерес и увлечённость западных коллекционеров поначалу была сильнее, чем у самих китайцев, — именно это, на наш взгляд, и привело к ажиотажному спросу на современное китайское искусство.

Однако ситуация бума в определённый момент может стать опасной, поскольку любой рынок привязан к меняющемуся вкусу. Инвестиции в молодое китайское искусство по-прежнему обещают серьёзную доходность, но первая волна уже миновала, и теперь необходима большая осмотрительность при инвестировании. Пока невозможно предсказать, насколько выгодны долгосрочные вложения.

Кто является основным покупателем современного китайского искусства?

Сейчас покупатель на рынке современного китайского искусства разнообразен — от континентальных китайцев до европейцев, американцев, тайваньцев, жителей Гонконга и Юго-Восточной Азии (хотя, конечно, на сегодняшний день наиболее активны именно китайцы). В 2010 году Китай обогнал США по продажам произведений искусства — на его долю пришлось около трети мирового оборота. Даже в условиях продолжающегося мирового финансового кризиса китайское классическое искусство (живопись и предметы декоративно-прикладного искусства, и в особенности древности) стало одним из самых дорогих сегментов мирового арт-рынка. Современное искусство смотрится менее уверенно по сравнению с докризисным периодом. До кризиса 25—30 художников были чрезвычайно популярны, теперь лишь 5—10 демонстрируют устойчивые продажи. Такие имена, как Ян Фудун, Ай Вэйвэй, Лю Сяодун, Цзэн Фаньчжи и Сю Чжень признаны не только в Китае, но и во всём мире и представлены галереями в Лондоне, Нью-Йорке.

Как в отношении современного искусства соотносятся мировой рынок и внутренний рынок Китая — по объёму и содержанию? Как они различаются в плане популярности художников?

Объём рынка Китая, включая Гонконг, вырос более чем в два раза с 2008 года — до 10,8 млрд долларов. Положение на обоих рынках хорошее, их показатели роста тесно связаны между собой, они постепенно сближаются и по другим показателям. Гонконг всё же по-прежнему считается в большей степени международным рынком — как в отношении предложения произведений искусства, так и по охвату потенциальных покупателей. Это главный центр торговли китайским искусством вне континентального Китая, где китайские собиратели искусства и стараются тратить свои деньги — из-за валютных ограничений на внутреннем рынке. В плане предложения оба рынка весьма схожи.

Есть ли у рынка современного китайского искусства сходство с другими развивающимися рынками (стран БРИК, например)?

В целом — нет. Есть некоторое сходство с Бразилией — в основном из-за того, что в обеих странах наблюдается экономический рост. Китай уникален тем, что в нём существуют вековые художественные традиции, глубоко встроенные в его культуру. Поэтому сама мысль о собирании китайского искусства и вложениях в него китайским коллекционерам ближе. Что до содержания современного искусства, то как и на всех развивающихся рынках, в том числе стран БРИК, здесь сильна политическая составляющая.

Близка ли китайским коллекционерам мысль об участии в инвестиционных фондах наподобие вашего? Планируете ли вы расширять свою деятельность в Китае?

Мы уже присутствуем на китайском рынке: Фонд вкладывает средства в важные произведения искусства во всех сегментах китайского рынка, — а при таких показателях роста нам бы хотелось даже усилить наше участие в его жизни. На китайском, да и прочих рынках, всё время появляются новые фонды. Рынок искусства в Китае — это одна из тех немногих областей, где для инвестиций существуют уверенные условия, а местные покупатели осознали потенциал искусства в плане получения прибыли и перспективности вложений быстрее, чем это случилось в других местах — например, в Европе. Искусство, ювелирные изделия, часы и вино всё чаще рассматриваются как надёжные вложения: это и более стабильный способ сохранения капитала в сравнении с другими типами активов, поскольку практика вложений в искусство, имеющая глубокие исторические и культурные корни, широко признаётся в Китае разумной стратегией альтернативных инвестиций.

Как вы определяете понятие «развивающийся рынок»? Долго ли рынок может сохранять статус «развивающегося»? Каковы различия между Китаем и другими развивающимися рынками?

Не существует какого-либо устоявшегося специального определения, позволяющего отличить неразвивающийся рынок от развивающегося, а этот последний — от развитого. В целом обычно принимается то же определение, что и для экономики. Если рынок называется развивающимся, это указывает на его рискованный характер и нестабильность, а также на возможные проблемы в отношении ликвидности и прозрачности при покупке или продаже произведений искусства и других связанных с ними сделках.

Не придаёт ли статус развивающегося большую привлекательность рынку — в соотношении прибыль/риск? «Развивающийся рынок» и «массовый рынок» — как они связаны и взаимодействуют?

Если рынок рассматривается как развивающийся, это наверняка может породить спекуляцию. При переходе китайского рынка от развивающегося к массовому или развитому необходимо снять несколько важных вопросов. В Китае, например, серьёзную проблему представляет его репутация, основанная на рассказах о подделках, подлогах, мошенничестве, что становится препятствием для зарубежных покупателей и долгосрочного успеха. Кажется, Китай сейчас стал центром спекуляций на рынке искусства и, возможно, самым рискованным сегментом мирового рынка искусства. С точки зрения инвестиций — это глобальный лидер венчурного капитала и рискованных инвестиций в новое искусство, и отнюдь не центр вложений в искусство с целью сбережения, на что имеют все основания претендовать Лондон и Нью-Йорк.

Кто теперь в основном инвестирует в китайское искусство — китайцы или американцы?

Почти все покупатели на китайском рынке китайского происхождения. Среди немногих крупных западных инвесторов в это искусство можно назвать Чарльза Саатчи и Фрэнка Коэна. А вот процент китайских покупателей на мировом рынке составляет примерно 5—15%, и он растёт. Появилось желание вернуть китайское наследие в Китай, и новые богачи хотят вкладывать свои деньги в нечто, имеющее историческое значение. Выход на рынок коллекционеров из континентального Китая оживил интерес к китайскому искусству со стороны западных, тайваньских и гонконгских коллекционеров. Действительно, покупатели из континентального Китая больше тратят на западном рынке: в 2009 году объём их инвестиций на мировом рынке вырос по сравнению с 2009-м на 116%, а в 2010-м — ещё больше.


Крупнейшие аукционные дома о рынке современного китайского искусства

Чжан Сяоган. Портрет в жёлтом цвете, 1993
Холст, масло
Эстимейт: 3,205,100 — 3,846,200 долларов

В глобальном рейтинге десяти топовых аукционных домов по вырученным с продаж средствам (по данным за 2010 год) Кристис и Сотбис продолжают удерживать лидирующие позиции, и по-прежнему половина этих денег генерируется в Нью-Йорке. Филиалы в Гонконге дотягивают пока лишь до 10%. Их оборот составил 2,47 и 2,41 млрд долларов соответственно. Пока они обгоняют крупнейший китайский аукционный дом Poly International, который заработал в 2010 году 677 млн долларов и стал третьим крупнейшим аукционным домом в мире. За Poly International следуют другие китайские дома: China Guardian (498 млн долларов), Beijing Hanhai Art Auction (256 млн долларов). Phillips de Pury & Company находится на шестом месте с 225,8 млн долларов, за ней следуют китайские аукционные дома Beijing Council (193,8 млн), Beijing Jiuge (152,3 млн), Xiling Yinshe (138,1 млн) и Beijing Highest Auctions (103,7 млн). Теперь пульс арт-рынка ясно прощупывается и в Пекине, и в Гонконге, и в Шанхае, и в Ханчжоу. В этих новых ключевых точках глобального арт-рынка лидеры и новички аукционного дела стремительно развивают свой бизнес — Sotheby’s получает 2% своей выручки в Гонконге, для Кристис эта цифра составляет 2,5%, Poly International делает 7,4% выручки в Пекине, China Guardian 5,32% в Пекине, Beijing Council 2,07% в Пекине и Beijing Hanhai Art Auction 2,74% в Пекине. Арт-рынок Пекина теперь является вторым в мире по объёму выручки, его опережает лишь Нью-Йорк с 2,7 млрд долларов 2010, то есть Пекин на 400 млрд долларов меньше. При этом обе столицы начинают выходить на один ценовой уровень: средняя стоимость лота составляет 129 тысяч долларов. Лондон находится на третьем месте с выручкой 1,8 млрд долларов, обогнав Гонконг и Париж, Шанхай и Ханчжоу. По информации ArtPrice.

Чжан Сяоган. Родословная: большая семья. Номер 1, 1994
Холст, масло

Джонатан Вонг, главный специалист аукционного дома Sotheby’s, Современное азиатское искусство, Китай и Юго-Восточная Азия: «После финансового кризиса в 2008 году рынок стал только здоровее, поскольку подход коллекционеров стал более рационален и избирателен. Внимание коллекционеров было сфокусировано на ранних работах уже признанных художников, как показали впечатляющие результаты и рекорды весенних и осенних торгов 2011 года. Важная ранняя работа „Родословная: большая семья. Номер 1“ Чжан Сяогана была продана за 8,41 млн долларов 3 октября 2011 года, и это вторая по величине цена, достигнутая на аукционе. Самая же дорогая работа принадлежит тому же художнику — его работа „Вечная любовь“ продана за 10 млн долларов 3 апреля 2011 года, и это мировой рекорд на рынке современного китайского искусства».

Цзэн Фаньчжи. Серия «Маски». № 6, 1996
Холст, масло. Диптих
Полотно, ставшее по результатам весенних торгов 2008 года аукционного дома «Кристис» мировым рекордом цен на китайское современное искусство. Продано за 9, 662 114 млн долларов

Эрик Чан, международный директор департамента «Азиатское искусство XX века и современное искусство» аукционного дома «Кристис»: «Правда, что вначале западные покупатели обеспечивали спрос на китайское современное искусство, и они продолжают это делать. Однако с развитием азиатской экономики всё больше и больше местных жителей участвуют в торгах. Это также заметно по результатам последних продаж. В первые годы Китайской Народной Республики иностранцы, в частности дипломаты и учёные-исследователи, были первыми покупателями работ новых китайских художников, поскольку у них был доступ к искусству в то время, когда ещё никаких галерей и музеев не было, и искусство критиковалось за буржуазность. Интерес западных участников рынка никуда не делся, но сейчас его затмил всё растущий интерес китайских коллекционеров. Сами китайские покупатели появились в последнюю декаду, и стали основной движущей силой наших продаж. Теперь их можно увидеть везде, не только на торгах в традиционных категориях, таких как китайское искусство, китайская живопись, но предметом их спроса стало современное искусство, люксовые категории потребления, такие как драгоценности, часы и вина. В последнее время они участвуют в торгах западного искусства, то есть импрессионистов и модернистов, старых мастеров и мебели. Весной 2011 года китайцы составили 13% наших новых клиентов во всём мире, их регистрация возросла на 20% за год».

На весенних торгах аукционный дом «Кристис Гонконг» достиг новых высот. Его выручка на торгах азиатского искусства ХХ века и современного искусства составила 97 млн долларов, удвоив эстимейт и достигнув 74% роста по результатам осенних торгов. Вечерние продажи, представившие наиболее выигрышные работы азиатских мастеров, впервые велись в двух залах и принесли компании 62,05 млн долларов и три рекорда в этой категории за один вечер: самое большое число участников, самая высокая выручка и самая высокая средняя цена за лот. По сообщению «Кристис Гонконг».

Юй Юхань. Председатель Мао празднует свой день рождения, 1994
Холст, акрил.
Продано за 587 179 долларов

Джонатан Вонг, главный специалист аукционного дома «Сотбис», Современное азиатское искусство, Китай и Юго-Восточная Азия: «Весной и осенью 2011 года примерно три четверти лотов были приобретены азиатскими покупателями, а остальные ушли к европейцам и американцам. По сравнению с традиционными предметами коллекционирования, такими как китайская керамика или старинная живопись, современное искусство — молодая категория на этом рынке. Она относительно недорога и отвечает проблемам последних двадцати лет жизни современного Китая. Это предмет интереса сравнительно молодой группы коллекционеров».