Музыка

,

Фестивали

Фестиваль английской музыки к выставке «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа»

ГМИИ им. А.С. Пушкина

В рамках Года музыки Великобритании и России 2019, проводимого

Отделом культуры и образования Посольства Великобритании в Москве.

Фотограф: Антон Сурков
Фотограф: Антон Сурков
Фотограф: Антон Сурков
Фотограф: Антон Сурков
Фотограф: Антон Сурков
Фотограф: Антон Сурков
Фотограф: Антон Сурков
Фотограф: Антон Сурков

В Пушкинском музее открылся Фестиваль британской музыки, приуроченный к выставке «Лондонской школы». В нем всего три концерта: первый состоялся 27 марта, на два других 21 и 25 апреля еще можно купить билеты. Как говорят организаторы, концерты эти не иллюстрируют выставку. Но все-таки их программа составлена так, чтобы музыкальными способами передать тот нерв и внутренний импульс, что несет в себе экспозиция. В частности, общей характеристикой всех художников Лондонской школы стало предельное напряжение эмоций, выраженное в красках, которое так велико, что переходит в настоящее безумие, в котором действительность приобретает причудливые и страшные формы. Причина тому — пережитые всеми этими мастерами ужас и травма Второй мировой войны, когда человек вовлекается в водоворот событий, на которые не в силах повлиять. Под сильным давлением психика ломается и начинает выдавать искаженные образы реальности.

По аналогии программу первого концерта составили из «безумных песен» (mad songs) — жанра, специфического именно для Великобритании. Дело в том, что в XVII веке в Лондоне в моду вошли увеселительные посещения сумасшедшего дома, Бедлама, где душевнобольные демонстрировались, как в зоопарке. Жестокое развлечение, тем не менее, породило замечательную поэзию и музыку — безумные песни исполнялись и в домах аристократии, и на улицах. Композиторы тогда быстро сообразили, какие возможности им предоставляет подобный сюжет — гораздо большая свобода в выборе выразительных средств, всевозможные музыкальные эффекты, крайняя экспрессия, непредставимая в других жанрах. Существовала даже целая классификация mad songs, например, женские делились на изображение безумия от любви, безумия от потери возлюбленного, безумия от ревности и безумия от созерцания красоты, которую не способен перенести человеческий разум.

В ХХ веке о «безумных песнях» вспомнили, и Петер Максвелл Дэвис написал в 1969 году свои «Восемь песен безумного короля». Он положил музыку на тексты реальных монологов английского короля Георга III, который и правда сошел с ума, разговаривал с деревьями, гонялся по замку за призраком королевы и которого не могли побрить, потому что он постоянно, непрерывно говорил. Тексты монологов адаптировал Рэндольф Стау, которому эта идея пришла в голову, когда он увидел механический органчик, которым безумный король заклинал птиц.

Так что первый концерт фестиваля построен на сопоставлении оригинальных песен XVII века и монодрамы Дэвиса, для исполнения которой посольство Великобритании пригласило в Москву замечательного тенора — Маркуса Фарнсворта. Всю эту интригу не имело бы смысла пересказывать для тех, кто не был на мероприятии, зато она дает представление о той тщательности, увлеченности и изобретательности, с которой организаторы подошли к составлению программы всех трех вечеров. Например, в программе Brave New World будет шестой концерт Элизабет Лаченс, посвященный Френсису Бэкону, и «рэп» Бенджамина Бриттена, написанный еще в тридцатые годы ХХ века. Оба будущих концерта представляют британскую музыку ХХ века и почти исключительно российские премьеры.