Световое искусство

,

2010-е

,

Свет

,

Природа

,

Португалия

,

Путеводитель

Европейские фестивали света. Lumina, Португалия

У всех световых фестивалей разные задачи — помочь людям пережить зиму, рассказать приезжим о своём городе, расписать проекциями старинные здания, даже поговорить со зрителями об ответственном потреблении. Кураторам приходится нащупывать баланс между популярным аттракционом, социальной инженерией и художественным проектом. Как ни странно, переработка мусора в качестве главной темы развлекательного по своей сути мероприятия звучит совершенно адекватно в западном контексте. А повышенное внимание к социальной составляющей оказывается не просто формой мышления, характерной для сегодняшних европейцев, но жанровым свойством самих инсталляций, тем, что целиком определяет содержание всех световых работ

№ 4 (603) / 2017

Visualia Group. Волшебный сад, 2016
Силикон, светодиодные лампы, сенсоры движения, звуковая система

Кэрол Пюрнелль, арт-директор фестиваля, и Ника Перне, главный куратор:

В отличие от снежных фестивалей Северной Европы, Lumina проходит буквально на пляже, на берегу Атлантического океана, у стен средневековой крепости и в приятную погоду, что создаёт особенную, очень расслабленную атмосферу. Поэтому его так любят португальцы. Наша аудитория — четыреста тысяч человек, больше, чем у любого другого мероприятия в нашей стране. А ведь Кашкайш даже не столичный город!

На самом деле, конечно, от столицы до нас всего полчаса, и мы очень стараемся, чтобы к нам было приятно приезжать из Лиссабона: договариваемся о спецпредложениях на электрички и парковочные места, организуем уличную еду и специальный маршрут по инсталляциям — всего три километра, зато предельно насыщенных и разнобразных по наполнению. В этом году инсталляций двадцать, не считая интерактивных проектов и однодневной конференции. Её проведение связано с тем, что, как мы обнаружили, световой фестиваль можно использовать не только для развлечения, но и для образования. В первые годы основной акцент делался на аттракционы, но с каждым разом было всё заметнее, что зрители становятся разборчивыми, и сейчас мы переключились на художественные проекты.

Софи Гуйо. Три тысячи лилий, 2015
Инсталляция, 3000 цветов из светодиодных ламп, 4 садовника

Среди наших посетителей много приезжих, поэтому мы никак не работаем с конкретным историческим пространством города, а берём идеи, понятные и значимые для всех. Основная тема этого года — «Природа»: мы исследуем связи между светом и появлением жизни в биологическом и символическом ключе. В следующем году мы сосредоточимся на феномене зрения. Нам важно упомянуть, что для этого мы сотрудничаем с национальной Ассоциацией слепых и слабовидящих. Как бы странно это ни выглядело в контексте светового фестиваля, нам кажется, что именно так складывается открытое и толерантное общество.

Cie Carabosse. Огненная инсталляция, 2015
Фотография: © Paulo

Среди работ этого года стоит выделить проект немецкого художника Курта Лауренца Тайнерта «Хитросплетение». Его сложно описать — как и любое абстрактное изображение, наложенное на экспериментальную музыку и меняющееся вместе с ней. Впрочем, успех был обеспечен и тем, что зрители созерцали инсталляцию, лёжа на траве. А самой дорогой стала инсталляция «Тоннель любви» Жоржа Кювийе: триста бамбуковых шестов, которые пришлось везти из Бельгии и десять дней собирать в сложную конструкцию по чертежам автора.

Cie Carabosse. Огненная инсталляция, 2015
Фотография: © Paulo

Если же вспоминать самый зрелищный проект за всю нашу историю — то это, скорее всего, работа французского коллектива Cie Carabosse, которая была показана на четвёртом фестивале. Вдоль стен средневековой крепости они развесили сотни горшков с живым огнём, так что вся цитадель оказалась охвачена пламенем.