Световое искусство

,

2010-е

,

Бельгия

,

Свет

,

Природа

,

Путеводитель

,

Экология

Европейские фестивали света. Гентский фестиваль света, Бельгия

У всех световых фестивалей разные задачи — помочь людям пережить зиму, рассказать приезжим о своём городе, расписать проекциями старинные здания, даже поговорить со зрителями об ответственном потреблении. Кураторам приходится нащупывать баланс между популярным аттракционом, социальной инженерией и художественным проектом. Как ни странно, переработка мусора в качестве главной темы развлекательного по своей сути мероприятия звучит совершенно адекватно в западном контексте. А повышенное внимание к социальной составляющей оказывается не просто формой мышления, характерной для сегодняшних европейцев, но жанровым свойством самих инсталляций, тем, что целиком определяет содержание всех световых работ

№ 4 (603) / 2017

Люк Джеррам. Музей Луны, 2017—2018

Кат Хейрбрант, советник заместителя по культуре, туризму и мероприятиям мэра Гента:

На самом деле фестивали света не про свет вовсе — они про тот город, в котором проводятся. Семьдесят процентов того, что мы на них видим, — это те же самые здания, на полотно которых мы просто накладываем световые краски. Фестиваль может подчеркнуть архитектуру или полностью её проигнорировать, противопоставить виды или обратить внимание зрителей на культурные и философские аспекты городского пространства.

Световые граффити. Подсветка, 2017—2018

Наша кураторская команда состоит из пяти человек. В ней есть люди искусства, те, кто отвечают за производство, и те, кто отвечают за безопасность. Безопасность важна не меньше, чем художественная ценность работы.

Джерк Малдер, Буке Гроен. Среда обитания, 2017—2018
Смешанная техника, 16 × 16 × 3 м

Моя любимая работа этого года — та, которая стоила нам больше всего усилий: «Среда обитания» нидерландских художников Джерке Малдера и Буке Гроена. Они построили её прямо на перекрёстке, проигнорировав все дорожные знаки, разметку, движение транспорта. Вместо этого они создали очень странное пространство, нижняя часть которого — это лес, но стволы деревьев заканчиваются не кроной, а офисным потолком и лампами дневного света. Художники хотели противопоставить рабочее пространство, где мы проводим больше всего времени, тому, где мы по‑настоящему хотели бы быть. Однако вы не представляете, чего стоило воплотить эту инсталляцию, закрепить все эти конструкции на исторических фасадах, сделать так, чтобы потолок не рухнул под воздействием ветра, снега или дождя. Инженеры проделали какую‑то невероятную работу.

Творческое объединение tBEDRIJF. Тёплое гнёздышко, 2017—2018
Инсталляция, 200 скворечников, термостат

Природа и забота об окружающей среде — общее место для большинства фестивалей света: мы используем несравнимо меньше электроэнергии, чем люди обычно думают, и, более того, встраиваем наши проекты в обычные городские системы освещения. У нас, кстати, есть отдельный проект про энергию коллектива tBEDRIJF — «Тёплое гнёздышко». Ребята построили двести ячеек, изображающих скворечники: все они сканируют окружающее пространство, регистрируют тепло, выделяемое посетителями фестиваля, а потом преобразуют тепловую энергию в свет. Чем больше тепла — тем больше света в гнёздах.