Световое искусство

,

2010-е

,

Ай Вейвей

,

Свет

,

Нидерланды

,

Путеводитель

,

Экология

Европейские фестивали света. Амстердамский фестиваль света, Нидерланды

У всех световых фестивалей разные задачи — помочь людям пережить зиму, рассказать приезжим о своём городе, расписать проекциями старинные здания, даже поговорить со зрителями об ответственном потреблении. Кураторам приходится нащупывать баланс между популярным аттракционом, социальной инженерией и художественным проектом. Как ни странно, переработка мусора в качестве главной темы развлекательного по своей сути мероприятия звучит совершенно адекватно в западном контексте. А повышенное внимание к социальной составляющей оказывается не просто формой мышления, характерной для сегодняшних европейцев, но жанровым свойством самих инсталляций, тем, что целиком определяет содержание всех световых работ

№ 4 (603) / 2017

Дритон Селмани. Глаз в глаз, 2017
Световая инсталляция

Леннарт Буж, арт-директор фестиваля:

Наша важнейшая работа в этом году — «Тонкая линия» Ай Вэйвэя: узкая световая полоска красного цвета, которая идёт по поверхности каналов вокруг всего cтарого города. Её длина — шесть с половиной километров, и это самая протяжённая инсталляция, которую мы когда‑либо воплощали. В основе проекта лежит идея еврейского эрува. В шаббат или в религиозный праздник, когда религия предписывает ортодоксальным иудеям оставить все дела, а им нужно, скажем, перенести вещи из одного дома в другой, они натягивают несколько верёвок, создавая символическое ограждение. Внутри него они могут перемещать ключи от дома, медикаменты, детей или катить коляски в дни, когда это запрещено.

Ай Вэйвэй. Тонкая линия, 2017
Световая инсталляция

Художник видел такие верёвочные ограждения между фонарными столбами в Бруклине и воспроизвёл их у нас в виде site-specific инсталляции, вписанной в среду cтарого города и сообщающей о символических пределах и границах внутри городского пространства. Ай Вэйвэй задаётся вопросами, кто прокладывает такие границы, кому разрешено их пересекать и кому отказано в проходе.

Бэн Замора. Миф, 2017
Световая инсталляция

Однако основная тема фестиваля этого года — не границы, а зависимость человечества от энергетических ресурсов, в частности как источника света. По-английски мы это сформулировали с помощью слова existential, что означает «реальный», «неотъемлемый», «сущностный». Что же касается нас самих, проблему устойчивого потребления мы решаем, передавая наши работы — а все они созданы специально для Амстердама! — другим фестивалям, обеспечивая им тем самым вторую или даже третью жизнь.

Бюро Balmond Studio. Бесконечность, 2017
Световая инсталляция

Лучше всего запоминаются самые сложные проекты. Например, инсталляцию «Глаз в глаз» Дритона Селмани было очень трудно реализовать, но результат того стоил. Работа представляет собой огромную световую реплику «глаза Фатимы», традиционного исламского амулета, оберегающего от дурного глаза и других несчастий. Обычно мусульмане держат их дома или дарят друг другу для защиты, так что для нашего фестиваля и для всего города этот проект тоже стал оберегом. Ещё один проект, «Бесконечность» британского бюро Balmond Studio, мы сначала не поняли — это очень дорогой объект, но после завершения он поразил меня своей красотой. Он состоит из сотен многоугольных граней и внешне напоминает айсберг. Авторы решили показать зрителям, что за каждой конструкцией — неважно, созданной человеком или природой, — стоят сложные математические алгоритмы, на которых держится буквально всё в нашем мире.