Выставки

Увидеть Дюрера на берегу Истры

Музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим» (Московская обл., г. Истра, ул. Ново-Иерусалимская набережная, д. 1)

Шонгауэр Мартин. Распятие. Около 1474—1475
Бумага, гравюра резцом на меди

Эпоха Дюрера. Немецкая графика и живопись конца XV — первой половины XVI века
Когда: 19 мая — 19 августа 2018
Где: Музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим» (Московская обл., г. Истра, ул. Ново-Иерусалимская набережная, д. 1)
Зачем идти: совместить загородную поездку с выставкой выдающихся мастеров немецкого Возрождения

Симпатичная выставка немецкой гравюры открылась в музейном комплексе «Новый Иерусалим»: семьдесят листов одного только Дюрера — причем фактически все его хиты, включая «Апокалипсис», «Меланхолию», «Смерть, рыцаря и дьявола», а также учителя, ученики и современники мастера. Экспозиция хороша и чтобы основательно подтянуть чуть ли не лучший период немецкого искусства, и просто чтобы получить удовольствие, выясняя, почему лось символизирует флегматика, дубовые листья в гриве лошади — удачу на охоте, разыскивая спрятанные автопортреты Дюрера в жанровых сценках. Самым интересным можно посчитать даже не хрестоматийные шедевры немецкого гения, а разделы, посвященные его предшественникам — Михаэлю Вольгемуту и Мартину Шонгауэру. У первого Дюрер учился гравюре по дереву, у второго — по меди, и на выставке хорошо видно, что он позаимствовал, даже воспроизвел буквально, а что интерпретировал радикально иначе, благодаря чему и стал главным немецким классиком.

Дюрер Альбрехт. Св. Иероним в келье, 1514
Ьумага, гравюра на меди

Вся графика — из собрания Пушкинского музея, однако не стоит надеяться увидеть то же самое, не выезжая из Москвы. Гравюры плохо себя чувствуют на свету, поэтому выставляются редко, большая часть нынешней экспозиции последний раз была показана музеем еще в семидесятые. Так что пусть Новый Иерусалим не близко, совместить выставку с посещением никоновского монастыря или пикником на берегу Истры все же имеет смысл. В отдельном зале представлена небольшая подборка немецкой живописи того же периода, но уже не Дюрера, Гольбейна и Кранаха, а фоновых мастеров из личных собраний. Сегодня Пушкинский делает ставку на работу с коллекционерами, и в этой выставке тоже, однако и без живописи она была бы вполне цельной и самодостаточной.

Дюрер Альбрехт. Три амура со шлемом и щитом, ок. 1505
Бумага, гравюра на меди