Авангард

,

Выставки

,

Русский авангард

Авангард. Список № 1. К 100-летию Музея живописной культуры

Новая Третьяковка

Л.С. Попова. Живописная архитектоника, 1917
Государственная Третьяковская галерея

Выставка: Авангард. Список № 1. К 100-летию Музея живописной культуры
Где: Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10, залы 39−42
Когда: 23 октября 2019 — 23 февраля 2020 года
Зачем идти: воссоздание первого в мире государственного музея современного искусства и цвет русского авангарда

Московский Музей живописной культуры (МЖК) существовал всего 10 лет, с 1919 по 1929 год. Он задумывался как образец музея «нового типа», который бы поборол всё старое и традиционное в буржуазных академических музеях. Поэтому сами художники создавали и разрабатывали его идею, принимали решение о покупке произведений в коллекцию, находились на руководящих должностях. В организации МЖК участвовали самые яркие представители искусства авангарда — Василий Кандинский, Казимир Малевич, Александр Родченко, Давид Штеренберг, Владимир Татлин, Александр Древин и другие. Они планировали экспозицию и писали экспликации к своим же работам (некоторые из них показаны на выставке). Работая на постреволюционном энтузиазме никто и не думал о конкуренции: в коллекцию нового музея приобретались работы не обязательно известных мастеров авангарда, но иногда и совсем молодых талантливых художников, многие из которых впоследствии приобрели громкое имя.

В.В. Кандинский. Импровизация 7, 1910
Государственная Третьяковская галерея

Выставка впервые представляет реконструкцию экспозиции московского МЖК. По архивным фотографиям и некоторым публикациям середины 1920-х годов удалось воссоздать план развески и повторить задумку её знаменитых кураторов. Больше половины работ привезено из регионов и из-за рубежа, в том числе из MOMus (Музей искусства модернизма — коллекция Костаки) в Салониках и Национальной галереи Армении в Ереване. Многие работы искали по всей России — из 16 музейных собраний, в которые развезли коллекцию после объявления ликвидации МЖК в 1929 году и слиянии с Третьяковской галереей. В ходе подготовки выставки были раскрыты новые факты о судьбе произведений коллекции.

Например, впервые рассказана история двух работ Малевича. «Динамический супрематизм» (Supremus № 38) Министерство культуры СССР был отдан американскому бизнесмену Арманду Хаммеру в 1972 году в обмен на картину Франциско Гойи для коллекции Эрмитажа, и теперь работа входит в коллекцию Музея Людвига в Кёльне. В советской прессе об этом нигде не упоминалось.

«Динамический супрематизм» (Supremus № 57) обменяли в 1975 году на сверхважные архивные документы у частного лица из Англии (по официальной версии). С 1978 года работа находится в галерее Тейт Модерн в Лондоне.