Милан

,

Выставки

,

Инсталляция

30 иглу Марио Мерца в Милане

Фонд современного искусства Pirelli HangarBicocca, Милан

Марио Мерц «Иглу», 2018
Вид экспозиции Pirelli HangarBicocca

Выставка: Марио Мерц «Иглу»
Где: Фонд Pirelli HangarBicocca (Милан, Италия)
Когда: 25 октября 2018 — 24 февраля 2019

Марио Мерц — художник, творчество которого мы привыкли ассоциировать с движением итальянских художников арте повера. Свой творческий путь художник с масляной живописи, которая по характеру может напоминать экспрессионистский стиль. Рисунок Мерц воспринимает как действие, которое никогда не обретает окончательную форму. Живопись так и осталась неотъемлемой частью творчества Мерца, выступая не только как обособленное произведение, но и как художественная техника, проецируемая на объектах, а также в качестве холстов, являющиеся составной частью произведения.

Все объекты (или части от них) в то или иное время переносились в плоскостное изображение (живопись) или наоборот — рисунки служили поводом для того, чтобы реализоваться как материальный объект. От создания исключительно живописных полотен Мерц перешел к скульптуре из повседневных, доиндустриальных материалов в середине 60-х годов. Немного позднее и была создана группа художников арте повера, в которую Мерц входил с самого начала формирования.

Марио Мерц в Шафхаузене, Швейцария

Выставка проходит в здании, изначально построенном для производства тяжелой и крупномасштабной техники. Район, в котором находится ангар, в начале ХХ века являлся одним из важнейших и крупнейших промышленных центров Италии. Помещение, изменившее свою функцию в результате джентрификации, занималось производством железнодорожных вагонов, сельскохозяйственной техники, а во время Первой мировой войны — самолетов, снарядов и другой военной техники. Инициировала создание площадки для экспонирования современного искусства компания Пирелли в 2004 году. Исторические архитектурные особенности здания были максимально сохранены не только в отношении здания, но и пространства вокруг него.

Pirelli HangarBicocca — некоммерческий фонд современного искусства, площадка которого является одной из крупнейших по масштабу в Европе. Экспозиционное пространство имеет ряд особенностей, которые выделяет его среди других площадок. Это невероятный масштаб, который задает свою атмосферу помещения и решение пространства выставки. Благодаря этому пространству художник имеет возможность создать произведение, интегрированное специально для него (сайт-специфик). Этому подтверждение является постоянная экспозиция — масштабная инсталляция Ансельма Кифера «Семь небесных дворцов». Пространство для временных выставок, в независимости от работ художника, воспринимается как «инвайронмент» — т. е. как единое пространство, в котором зритель приглашается для исследования и участия.

Ансельм Кифер «Семь небесных дворцов», 2004
Вид экспозиции Pirelli HangarBicocca

Виченцо Тодоли является руководителем выставочной программы фонда, который курирует и настоящую выставку. Реализация ее стала возможной благодаря сотрудничеству фонда Марио Мерца.

Выставка посвящена одному из самых знаменитых и часто воспроизводимых объектов Марио Мерца — «Иглу». С формой «Иглу» Марио Мерц работал на протяжении сорока лет, используя различные материалы. Выставка представляет более 30 разновидностей иглу, расположенных хронологически. Она предлагает рассмотреть как форма одного объекта была реализована художником с помощью природных и промышленных материалов, где каждое «жилище» имеет свое значение. Выставка является повторением идеи, которая была уже реализована Харальдом Зееманом в цюрихском Кунтсаухе (крупном художественном музее Швейцарии) в 1985 году. Тогда на выставке были показаны все иглу, созданные художником до этого времени. Таким образом, выставка является реинэктментом по отношению к оригинальной, и в то же время ретроспективой, разворачивающаяся вокруг одной серии объектов искусства, созданные художников на протяжении всего творчества.

«Иглу» представляют собой простейшую архитектурную форму жилища в форме полусферы. Возникновение жилища рассматривается как метафора обитаемого пространства и места, населенного людьми. Впервые «Иглу» была создана в 1968 году — во время расцвета движения арте повера. Целью художников арте повера было расширение границ современного искусства, где картина выходила за пределы картины, а объект становился трехмерным. Первая иглу, созданная Мерцом состоит из полусферической стальной конструкции, покрытой металлической сеткой. На нее были прикреплены небольшие куски глины, завернутые в полиэтиленовый пакет. Также на ней присутствует надпись из неоновых трубок, повторяющая почерк художника. На ней написано «Se il nemico si concentra perde terreno se si disperde perde forza Giap», которая предполагает обойти всю скульптуру, чтобы прочитать ее. Это цитата главнокомандующего войсками Вьетнама, Во Нгуена Зяпа, означающая «Если враг концентрируется, то теряет землю, если становится рассеянным, теряет силу». Таким образом, мы видим использование в данном случае социально-политического контекста. Создавая рукописные элементы, художник рассматривает воедино физическую и эмоциональную составляющие произведения. В дальнейшем Мерц продолжал работать с формой иглу, каждый раз интерпретируя ее, используя наиболее распространенные и интересующие элементы (числа фибонначи, текст, различные объекты, природные материалы и т. д.).

Марио Мерц «Без названия», 1985
Из коллекции Мерц, Турин
Вид экспозиции Pirelli HangarBicocca

Архитектурная форма жилища вступает в диалог с пространством, которое имеет в свою очередь особый исторический контекст, связанный с развитием промышленности. Помимо внутренней экспозиции, «Иглу» встречаются и снаружи, в пространстве, являющимся частью архитектурного комплекса.

Форма иглу является архетипическим образом, который повторяется практически на протяжении всего творчества художника. Воссоздание одной и той же формы можно наблюдать и у другого участника движения арте повера — Микеланджело Пистолетто с его визуализацией проекта «Третий рай», сайт-специфичной инсталляции, создаваемая из материалов, характерных для определенного места. Но в отличие от Пистолетто, «Иглу» Мерца не всегда имеют привязки к месту показа.

Создание такой простейшей архитектурной формы, казалось бы, не видеться сложной. Однако, материалы, используемые художником для данного объекта создают временный характер. Их можно разделить на две различные категории, которые художник сопоставляет между собой — это материалы, которые были созданы с помощью ручного труда (стекло, неоновые трубки) и природных, естественных материалов (земля, дерево, вода). Через применение данных материалов, скульптуры Марио Мерца подтверждают тезис о том, что для него (равно как и для других художников арте повера) природа и культура представляют собой единое целое. Экспериментируя в каждой новой скульптуре новые решения в виде используемых материалов, художник исследует процессы трансформации человечества и природы, не разграничивая понятия между искусством и жизнью.

Марио Мерц «Иглу», 2018
Вид экспозиции Pirelli HangarBicocca

Из-за временного характера «Иглу» не всегда сохраняется в той форме, которая была изначально создана художником. Чтобы показать все вариации данного объекта, организаторам выставки пришлось некоторые из них частично или полностью воссоздать. Каждый раз, чтобы показать «Иглу» на временной выставке, она снова сооружается, поскольку она не мобильна и чрезвычайно хрупка. Несмотря на эту хрупкость или даже опасность (например, в применении стекла), ни одна «Иглу» на данной выставке не была никоим образом огорожена для зрителей. Это позволяет в полной мере прочувствовать видение художника — хрупкость мира и внимание к настоящему измерению, т. е. к тому, что происходит здесь и сейчас.

Один из излюбленных приемов Мерца — это числа Фибоначчи, которые встречаются и в иглу (в форме неоновых трубок). Он представляет собой пронумерованный ряд прогрессии, в котором каждое второе число является суммой предыдущих. Математик, благодаря которому данная формула получила распространение — Леонардо Пизанский (Фибоначчи — псевдоним, появившийся значительно позднее) объяснил данную последовательность на примере популяции кроликов, в результате которой количество кроликов каждый месяц непрерывно растет и более того, не прекращается никогда. Практически теория не может быть реализована, поскольку является биологически невозможной. Мерц использует эту последовательность, интерпретируя это как символ динамики, связанный с процессами роста в природном и органическом мирах.

Выставка дает возможность рассмотреть многочисленные вариации одного объекта в едином пространстве — «иглу» на постоянной основе представлен в различных музеях и фондах по всему миру, где в каждом музее мы можем увидеть лишь одну вариацию объекта. Она предоставляет широкой аудитории понимание того, что одна единственная форма объекта может быть повторена бесчисленное количество раз, создавая определенный контекст и значение. А также понимание того, как поэтика художника может выражаться на примере одной формы объекта.