2010-е

,

Дома новой культуры

,

Россия

,

Практика

Дома новой культуры

Дома новой культуры (ДНК) — региональный проект Министерства культуры, стартовавший в 2013 году в трех пилотных городах — Калуге, Первоуральске и Владивостоке. Творческих людей организаторы приглашают заняться медиаискусством, интерактивным кино, паблик-проектами и другими интересными вещами. Главная проблема, разумеется, с теми, для кого всё и делается. Жителей интересует, что это за «новая культура», что при этом будет со старой, и какая роль здесь отведена им

Александр Мамут

Один из авторов концепции домов новой культуры, партнёр проекта

Екатерина Гиршина

Куратор программ Дома новой культуры в Калуге

3D-визуализация проекта здания ДНК, 2013
Общий вид комплекса, остров Русский. Архитектурное бюро SPEECH

Проект ДНК — это новая инкарнация идеи советских домов культуры, только в контексте современных форм творчества, которые не очень-то приживаются и не слишком популярны в российских регионах. На самом деле, авторы концепции ДНК и вдохновили нас на создание проекта «Практика», взявшись решать почти неразрешимую задачу: что же такого нужно сделать в маленьком городе, где никто не понимает, что такое медиаарт или современный балет, чтобы жители не устраивали акций протеста, а сами захотели заниматься современным искусством?

В Калуге ответ на этот вопрос ищет Институт архитектуры, медиа и дизайна «Стрелка» и куратор Екатерина Гиршина, в Первоуральске — екатеринбургский ГЦСИ и его руководитель Алиса Прудникова, а во Владивостоке — Савелий Архипенко. Алиса Прудникова рассказывает: «Весь проект изначально задумывался как культурный̆ эксперимент для малых городов численностью жителей̆ до 500 тыс. человек. Поэтому выбран остров Русский̆, а не Владивосток; Первоуральск, а не Екатеринбург, где и так всё отлично с развитием современной̆ культуры…» Три города рассматриваются как пилотные. Если всё пойдёт хорошо, Министерство культуры готово расширять географию ДНК.

Для Домов новой культуры предусмотрено возведение специальных зданий, новая архитектура которых, по задумке авторов проекта, должна символически воплощать идею перемен. Строительство должно завершиться в 2015—2016 годах, тогда центры и заработают в полную силу. Однако к моменту завершения большой стройки жители уже должны понимать, что в их городе реализуется такой проект и относиться к нему позитивно, а в идеале — уже участвовать в мероприятиях ДНК. Поэтому весь 2013 год и, как планируется, все время до открытия новых пространств, три кураторские команды активно работают с существующими учреждениями культуры, муниципальными театрами, хорами, хореографическими студиями или кружками вышивания. Туда привозят западных дизайнеров, медиахудожников, балетмейстеров, которые начинают работу с молодыми художниками, кураторами, детьми и подростками, всеми, кто захочет участвовать. Например, в этом году был создан интерактивный кинопортрет Первоуральска, а Калуга провела фестиваль уличной культуры и показала первое в России полнокупольное видеошоу в стенах планетария. Активисты ищут подходы к взрослым через детей, к муниципальным учреждениям культуры через администрацию города, к тем, кому мало интересно искусство, через организацию фермерских рынков. В каждом городе всё по‑своему, но и со своими трудностями. Подробности мы попросили рассказать организаторов калужского ДНК.

Александр Мамут,
один из авторов концепции домов новой культуры, партнёр проекта:

Есть несколько стадий соприкосновения человека с искусством: он может просто созерцать объекты или быть в разной степени вовлечённым, например, узнавать новое о предмете, а дальше уже стать художником и творить. Задача ДНК — создание места и практики для этого. В начале у нас была большая дискуссия: должны ли все центры выглядеть одинаково, как станции метро, чтобы человек видел логотип и понимал, куда он приходит? В этом есть своя логика. Но поскольку мы надеемся в перспективе развить эту идею во многих городах, не только в Калуге, Первоуральске и Владивостоке, было решено, что все центры будут разными и архитектурно, и по смыслу. Только помощь искусству останется неизменной. Мне даже хочется, чтобы у каждого пространства была своя идея, своя игра. Но эта задача стоит перед куратором, а также перед местным сообществом, потому как что бы я ни предложил и ни придумал, это будет принято, только если оно нужно и интересно людям. Мне не хотелось бы критиковать пермскую историю, потому что она замечательная и первопроходческая, но один из её минусов состоял в том, что идея не проросла в городе, не было местной специфики и традиции, и, конечно, у жителей возник вопрос: «А как же мы?» У нас другое. Мы приходим в Калугу с урбанистическими идеями и паблик-артом, но не приносим сразу какие‑то сложные проекты, а просто хотим украсить город, даём людям время, чтобы наши идеи стали для них логичными и понятными. Я сторонник идеи опережающего развития национальной культуры и ментальности для достижения прогресса в остальных сферах — социально-экономической и прочих. И Калужская область добилась впечатляющих индустриальных успехов именно поэтому: там глубокий культурный, современный фундамент, сочетающий традиционный базис и новое.

3D-визуализация проекта здания ДНК, 2013
Интерьер общественного пространства, остров Русский. Архитектурное бюро SPEECH

И я радуюсь каждому новому шагу, а настоящее удовлетворение почувствовал в тот момент, когда понял, что мы начали влиять на ситуацию в городе, что наше мнение важно. И сейчас я хочу осуществить цепную реакцию, чтобы первые три города спровоцировали создание новых центров в стране. Мне бы хотелось, чтобы идея приоритетности человекоцентричной повестки, максимальной концентрации общественного и властного внимания к развитию, прогрессу национальной культуры в неразрывности с достижениями прошлого стала важнейшей в каждом городе. Чтобы она стала основой диалога горожан и мэров, губернаторов, власти и простого человека. Чтобы она проявлялась в непрерывном благоустройстве повседневности, чтобы она рождала мечту о будущем, связывала нас со страной. У меня есть надежда, что это возможно. Поэтому «Стрелка» занимается проектом ДНК в Калуге.

Екатерина Гиршина,
куратор программ Дома новой культуры в Калуге:

Я занимаюсь программой калужского ДНК, и для нас особенно важно то, что она целиком придумывается с участием жителей. Несмотря на то что мы стараемся привозить и предлагать актуальные и самые интересные вещи, они обязательно должны отвечать в первую очередь потребностям самого города. Мы только мостик, и должны не просто организовать несколько мероприятий высокого качества, но сделать так, чтобы местные ребята могли потом сами воплощать такие проекты. Для этого всё, что мы делаем, мы делаем вместе.

Калуга обладает несколькими уникальными особенностями. Во-первых в городе есть Музей космонавтики, и здесь — родина Циолковского. С одной стороны, всё это местным уже порядком поднадоело, поскольку со школы они только и слышат, что о первенстве Союза в освоении космоса. С другой стороны, у культурного сообщества есть понимание, что тема эта ещё не раскрыта до нормального уровня и из неё немало всего можно сделать. Во-вторых, Калужская область — это активно развивающийся регион, где много транснациональных компаний. В городе живут пять тысяч экспатов. В любом местном кафе можно услышать иностранную речь, что редкость для небольшого провинциального городка, поэтому в Калуге школьников, изучающих иностранный язык, больше чем в целом по регионам. Рост городской экономики даёт хорошие возможности для развития молодых ребят, но ещё и ощущение жизни, динамики, активности. В-третьих, Калуга — это ещё и центр религиозной культуры, богатый духовными традициями, верующих в городе бесчисленное множество и огромное количество церквей.

3D-визуализация проекта здания ДНК, 2013
Интерьер многофункционального зала, остров Русский. Архитектурное бюро SPEECH

Даже эти общие сведения было сложно узнать, изучая Калугу по новостным сайтам, блогам жителей и интернет-сообществам. Никакой живой информации мы толком не нашли и думали, что едем ломать каменную стену. А когда приехали, оказалось, что здесь масса людей, которые работают в индустрии культуры, они молоды и очень хотят экспериментировать. С момента запуска проекта мы провели двадцать мероприятий. Пока строится основное здание ДНК, мы тестируем различные направления работы будущего центра, а потом интервьюируем жителей и оцениваем результаты, собираем идеи для следующего года.

На подобную работу с жителями меня вдохновила куратор программ Помпиду-Мец. Этот центр во французской провинции обожаем всеми горожанами: местные школы проводят там свои занятия и студенты всех вузов там занимаются. Причём изначально город отнюдь не был творческим — это индустриальный район. В начале проекта в Помпиду-Мец была точно такая же ситуация, как у нас в Калуге, разве что немного больше времени до постройки центра, и куратор программ рассказывала мне, как они работали. Пока строился центр, они много всего создавали на улицах, водили экскурсии на строительную площадку. По её словам, всё равно она до последнего момента не знала, сколько людей придёт на открытие. И когда выглянула из окна, то увидела, что к музею со всех сторон стекаются потоки людей. Часть посетителей находилась внутри музея, часть — снаружи, они всё время перемещались. Помпиду в Меце существует два года, и пока это успех со всех точек зрения.

Что касается наших успехов, то мы тоже можем похвастаться несколькими очень удачными проектами. Например, создали временную танцевальную лабораторию, объединив четыре городские танцевальные студии, которые до этого не делали ничего вместе. Мы пригласили двух хореографов: шведского — Мартина Форсберга и российского — Александра Любашина. Поработав с ними, ребята показали небольшую постановку на малой сцене калужского областного драматического театра. Все участники остались очень довольными и вдохновленными на новые проекты.

Также очень важно, что вся новая культура, которую мы привозим в Калугу, должна быть связана с существующим контекстом, иначе она не прорастёт. Мне кажется, что это может получиться, если, например, заинтересовать молодых ребят традиционными народными промыслами. Так в рамках фестиваля местной культуры мы с дизайнером Вардуи Назарян сделали проект с вышивальщицами из Тарусы. Они изучают и сохраняют традиционную калужскую цветную перевить. На основе этой вышивки Вардуи сделала современное платье, которое мы и представили на фестивале. Получилось интересно, и на следующий год мы планируем большой проект по взаимодействию современного дизайна и традиционных ремёсел.

Чтобы еще активнее поработать с калужским контекстом, мы задействовали тему космоса. Она требует особенно осторожного отношения и точного попадания. Совместно с художницей и куратором Анной Титовец получилось организовать фестиваль медиаискусства в планетарии. Для создания полнокупольной инсталляции художник Макс Хаттлер поработал с Верой Ильиничной Алексеевой — философом музея космонавтики, используя архивы музея они придумали проект о наследии Циолковского. Представив эту инсталляцию на фестивале, мы подарили её музею.

Интересным получился и уличный проект. На один день заброшенный сквер за кинотеатром «Центральный» превратился в качественное общественное пространство. Мы собрали там калужских фермеров, фотографов, художников, музыкантов. Ко взрослым проще всего обратиться через детей, поэтому на стрит-фестивале мы придумали развлечение для малышей — они создавали по своему вкусу деревянную площадку для игр.

Итог всей своей работы вижу таким: в какой-то момент окажется, что в этом проекте уже нет меня, нет «Стрелки», нет Министерства культуры,
а проект, тем не менее, живёт своей жизнью. Тогда я смогу сказать, что он состоялся. Его продолжат сами калужане, и ДНК перестанет быть только нашим, а станет и их детищем. При этом мне, скорее всего, будет тяжело его отпускать, но так, наверное, всегда происходит.