2010-е

,

Литва

,

Иосиф Бродский

,

Специальный проект

,

Фотография

Дом

№ 4 (595) / 2015

Наталья Резник

Художник, фотограф, живёт в Германии и работает в паре с Денисом Давыдовым

Денис Давыдов

Художник, фотограф, преподаватель фотографии. В настоящее время живёт и работает в Германии, пишет исследовательскую работу в университете Эрланген-Нюрнберг. Работает совместно с Натальей Резник

Одним из повторяющихся мотивов в поэзии Бродского является тема эмиграции и поиска дома. Эти темы нам близки — мы прожили три года в одной европейской стране, сейчас уже четыре года живём в другой.

«Дом» — это что‑то очень хрупкое, старое, драгоценное, готовое развалиться даже от прикосновения или неосторожного воспоминания. Здесь важен не просто мотив ностальгии как грусти по конкретному дому, родине, а мотив невозможности идеи дома вообще. По сути, невозможность дома, его постоянный бесплодный поиск и желание его обрести — это символ нашего времени, которому присущ нарастающий процесс миграции (даже в свете актуальных событий в Европе, столкнувшейся с «великим переселением народов»). Понятие дома утрачивается как редкий атавизм навсегда. Во время своих скитаний Бродский приходит к тому, что дом поэта находится лишь в поэзии, это «смысл, охраняемый стражею строк» (Томас Венцлова).

Форма стихотворения «Литовский ноктюрн» имеет определённый графический силуэт, отсылая к carmen figuratum — форме визуальной поэзии, популярной в Средние века. У Бродского не первый раз расположение строк приобретает форму предмета, о котором идёт речь в стихотворении (примерами этого являются стихи «Фонтан» и «Бабочка»). Томас Венцлова замечает, что «параграфы „Литовского ноктюрна“ отдалённо похожи на человеческое тело, видимое en face, — например, отражённое в зеркале (и при этом само обладающее зеркальной симметрией)». Отражённое же тело имеет размытый контур и напоминает призрак. «Призрак его, при жизни покинувший тело, летит над океаном домой. Здесь „дом“ ещё означает ту империю, откуда поэт был изгнан» (Томас Венцлова).

В своей серии мы бы хотели не только отрефлексировать визуальную форму одного из параграфов «Литовского ноктюрна» в расположении и взаимодействии фотографий, но и обратиться к повторяющимся мотивам и образам этого стихотворения Бродского (например, море и окно как визуализация темы границы), пытаясь почувствовать вызывают ли они отклик в нашем непосредственном опыте. В проекте мы используем как свои авторские фотографии, так и старые анонимные снимки, найденные в период наших собственных странствий.

Наталья Резник, Денис Давыдов, 2015

Наталья Резник, Денис Давыдов. Дом, 2015
Цифровая печать, размеры варьируются