2010-е

,

Монологи художников

,

Россия

,

Фотография

,

Фотография

Чистосердечное признание. Дарья Туминас

О правде и лжи в своём творчестве рассказывают фотографы разных поколений и специализаций: репортажники, фотохудожники и авторы псевдодокументальных проектов

№ 1 (588) / 2014

Дарья Туминас. Из серии «Иван и Луна», 2010

Если обманом называть фокусировку автора на определённой стилистике и выбор одного аспекта из многогранной истории, то я, конечно, обманщица. Как, впрочем, и любой другой художник. Однажды писатель Хёлдар Брейфьйор и фотограф Рафал Милах работали над совместным проектом — путешествием через всю Исландию. Они фотографировали и описывали всё увиденное. И в одном эпизоде, рассуждая о природе фотографического, Брейфьйор задаётся вопросом, что получилось бы, если б он каждый раз снимал то, что остаётся за спиной Милаха? Ведь когда фотограф делает снимок, за его спиной всегда что‑то остаётся.

Что же до моей собственной истории, то я начинала как репортёр, училась на факультете фотокорреспондентов имени Гальперина, но в итоге переключилась на художественные проекты, которых пока не так много: «Иван и Луна» и No Tail No Scale («Ни хвоста, ни чешуи»). С другой стороны, легко могу себе представить, что в какой‑то момент снова займусь репортажем.

Дарья Туминас. Из серии «Иван и Луна», 2010

Оба моих проекта ещё продолжаются. Первую съёмку для «Ивана и Луны» я сделала в 2010 году, но сама история началась раньше. С братьями Иваном и Андреем Нечаевыми мы познакомились в 2008‑м, когда я приехала на практику в Архангельскую область с экспедиционной группой фольклорного кабинета филфака СПбГУ. Иван и Андрей совершенно не похожи на городских подростков, интересуются совсем иными вещами. Вместе мы рисовали карту страшных мест их деревни, снимали фильм, много общались, а через два года мне захотелось снять о братьях фотоисторию. Детское прозвище Андрея — Луна, и оно очень ему подходит: он абсолютно магический юноша, отсюда и название проекта.

Если обманом называть фокусировку автора на определённой стилистике, то я, конечно, обманщица. Как, впрочем, и любой другой художник

Кроме реальной истории ребят, моим источником вдохновения был местный фольклор: мифологические рассказы, ритуалы, повседневные практики, которые я изучала в Архангельской области. Подобный материал может быть воспринят как нечто будничное, а может — как что‑то «волшебное». Это зависит от автора, и для меня магическая история перевесила документальную. Когда начинаешь глубоко копать, простая съёмка в лоб становится неинтересной, и ты начинаешь искать что‑то между строк. Это, конечно, не отменяет желания включить в материал свои личные представления и интерпретации, например, что‑то на границе Питера Гринуэя и Дэвида Линча, которых я очень люблю.

Свои фотографии я отправила на Viewbook Photostory Competition, там две конкурсные категории: документальная и художественная фотография. Я подала на документальную и в итоге выиграла, но организаторы перед тем, как анонсировать результаты долго выспрашивали, почему это документальная фотография. На самом деле неважно, к какой категории относить мой проект. Там есть постановочность, но она сейчас используется и в документалистике. Есть кадры, точно передающие деревенский быт, но процесс съёмки превратился в нашу с братьями игру с переодеваниями.

Дарья Туминас. Из серии «Иван и Луна», 2010

Конечно, за кадром всегда остаётся много недосказанного. Вместо моей полумистической серии про Ивана и Луну могли получиться совсем другие истории. В одном из сюжетов Андрей заставлял бы кошку летать и отбивался от родственников, пытающихся заклеить ему рот скотчем за болтливость во время карточной игры. В архиве есть кадры, где всё смешно и динамично. В другом — мы бы увидели их семью: Виктора Ивановича, сдирающего шкуру с ласки, вяжущего веники вместе с ребятами, и Валентину Андреевну, кормящую голубей.

Второй проект — No Tail No Scale. Тут снова важна моя double identity как бывшего фольклориста и как фотографа. Я исследую связанные с разными городами легенды. Скажем, в Вологде можно услышать о двух монахах-белоризцах, спасших город от Дмитрия Шемяки. Мои фотографии не иллюстрируют тексты, но всё время к ним отсылают; это, скорее, мои размышления над легендами. Мне хочется не просто рассказать о том, что существуют такие сюжеты, а показать процесс их исследования. Почему, например, героев двое? Они ничем не отличаются функционально, по сути, это один герой, но зачем тогда нужна двойственность? Я сравнивала источник с другими фольклорными материалами этого района и нашла много примеров — от сказок до исторических легенд, где возникает похожая ситуация. Текст используется мной в качестве отправной точки, но, с другой стороны, я отталкиваюсь и от изображения — икон, связанных с определённой местностью, найденных во время исследования изображений и т. д. Мне интересно, как изображение и текст прорастут друг в друге.