Алина Стрельцова

Искусствовед, кандидат наук, шеф-редактор журнала «Искусство». Читала курсы лекций на факультете журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, в Государственной Третьяковской галерее, стипендиат программ Future Culture Британского совета по культуре, «Культура в движении» Гете-института. Ведущая подкастов журнала «Искусство» и подкаста «FastForwArt. Культурный обмен: в поисках новых форматов».

Арт-институции,

Терапия,

Современое искусство,

Сообщества,

Арт-резиденции

Ася Филиппова: «Сейчас баланс изменился, и коллективное стало важнее, чем индивидуальное»

Вопросы: Алина Стрельцова

Владивосток,

Современное искусство,

Арт-резиденции

Куратор Алиса Багдонайте: «Владивосток — это очень прорывное место и одновременно это пороховая бочка»

Вопросы: Алина Стрельцова

Владивосток,

Современное искусство,

Галереи

Вера Евгеньевна Глазкова — директор и основатель галереи «Арка» во Владивостоке

Беседовала: Алина Стрельцова

Владивосток,

Современое искусство,

Арт-пространство,

Галереи

Александр Иванович Городний — директор и основатель галереи «АртЭтаж»

Вопросы: Алина Стрельцова

Владивосток,

Современное искусство,

Живопись,

Инсталляция,

Стрит-арт

Художник Паша 33+1 (Павел Шугуров): «Здесь живут люди-тигры»

Вопросы: Алина Стрельцова

Урбанизм,

Архитектура,

Франция

Éo, toutes architectures: «Когда ты знаешь соседей, даже шумная вечеринка в их квартире не вызывает у тебя такого сильного раздражения»

Вопросы: Алина Стрельцова

Владивосток,

Арт-резиденции,

Музыка,

Перформанс

«Дальневосточные разлучницы»: «Взять всем одну фамилию, сыграть коллективную свадьбу, жить вместе, найти дом»

Вопросы: Алина Стрельцова

Владивосток,

Стрит-арт

Художник Кирилл Крючков: «И еще мне не хватает людей буйных»

Вопросы: Алина Стрельцова

Владивосток,

Современное искусство,

Арт-резиденции,

Комиксы

Художник Миша Чансы: «И однажды пришёл Тигр»

Беседовала: Алина Стрельцова

Урбанизм,

Архитектура,

Модернизм,

Фотография,

Франция

Как звездные архитекторы создают массовое жильё. Опыт Бордо

Текст: Алина Стрельцова, Фотографии: Юрий Пальмин

— Фотографии Юрия Пальмина

Общественные пространства,

Городская среда,

Казань,

Урбанизм

Вероника Ямилова: «Participatory design — это немножко не наша история, у нас всё работает иначе»

Вопросы: Алина Стрельцова

Москва,

Музыка

Тринадцатая симфония в «Зарядье»

Теодор Курентзис и оркестр musicAeterna интерпретируют Шостаковича

Алина Стрельцова

Казань,

Выставки

Архипелаг грёз

Художники создают собственные острова на выставке в казанском центре «Смена»

Алина Стрельцова

Казань,

Сообщества,

Современный театр,

Site-specific art

Инна Яркова: «Творческий процесс для нас заключается в том, чтобы сделать объектом исследования голос той или иной группы людей»

Казанский театр MOÑ интересуется исключительно локальной повесткой Татарстана и местными темами, а заодно умудряется включить в свои постановки жителей Казани на правах актёров, режиссёров и художников

Вопросы: Алина Стрельцова

Музыка,

Театр,

Фестивали

Дягилевский фестиваль 2023 года

Итоги грандиозного музыкального события и ссылки на онлайн-трансляции концертов

Алина Стрельцова

— Выбор редакции

Биеннале,

Северные страны

Momentum 12

Community-based биеннале в норвежском городе Мосс задаётся вопросом, как же нам всё-таки жить вместе, и отвечает на вызовы «Документы—15»

Алина Стрельцова

Музеи

Без экспонатов

Зачем идти в музеи, где ничего не показывают? Текст про «Полторы комнаты» Иосифа Бродского в Петербурге и квартиру семьи Эгона Шиле на вокзале австрийского Тульна

Алина Стрельцова

— Колонка Алины Стрельцовой

Архитектура,

Инсталляция,

Ленд-арт

Николай Полисский: «А искусство вдруг даёт людям жить»

Беседовала: Алина Стрельцова

Санкт-Петербург,

Абстрактное искусство,

Выставки,

Живопись,

Нонконформисты

Параллельные Вселенные. От абстракции к артефакту

Коллекция Наталии Опалёвой в Русском музее — самые важные имена российского нонконформизма

Алина Стрельцова

Архитектура,

Природа,

Ленд-арт

Парк Александра Бродского в Веретьево

Заметки в помощь тем, кто хочет посетить усадьбу и увидеть одну из лучших работ знаменитого архитектора. Или тем, кто уже несколько раз побывал и планирует еще съездить

Алина Стрельцова

— Выбор редакции

Премьеры,

ГМИИ им. А. С. Пушкина,

Музыка,

Театр

Книга висячих садов

Борис Юхананов превращает вокальный цикл Арнольда Шёнберга в спектакль-променад

Алина Стрельцова

— Выбор редакции

Москва,

Выставки

Павильон «Вагнера» в Доме культуры «ГЭС-2»

В Москве продолжается, наверное, самый интересный выставочный проект сезона 2022—2023 — «Настройки». А мы подробно рассказываем про нашу самую любимую часть экспозиции

Вопросы: Алина Стрельцова

— Выбор редакции

Премьера,

Москва,

Театр

Чёрная пурга

В Электротеатре Станиславского новый спектакль — «Чёрная пурга» по пьесе Анастасии Букреевой про то, как сегодня мы переживаем свою культурную идентичность и происходящее в стране. Премьерные показы — 1, 2 и 3-го декабря

Алина Стрельцова

Санкт-Петербург,

Выставки

Зерцало

Русский провинциальный портрет XVIII — XIX веков в петербургском «Манеже»

Алина Стрельцова

— Выбор редакции

Москва,

Концерты,

Christmas

Vivacello-2022

Музыкальный фестиваль, где главным инструментом становится виолончель в многочисленных и разнообразных ипостасях, выложил записи всех своих концертов этого года на youtube

Алина Стрельцова

Корея,

Поп-культура,

Современное искусство,

Урбанистика

Ли Чжихён, куратор сеульского музея современного искусства OCI: «Все хотят вернуться домой, а дома больше нет»

Куратор сеульского музея OCI рассказывает про главные темы корейского современного искусства — всеобщие жилищные проблемы, местная реновация и попытка не выпасть из стремительно убегающей жизни. Возможно, Корея нам гораздо ближе, чем кажется. Этот текст — своего рода пролог нашего следующего номера

Беседовала: Алина Стрельцова

Москва,

Выставки

Cosmoscow-2022

Юбилейная арт-ярмарка в Гостином дворе

Алина Стрельцова

— Выбор редакции

Современное искусство,

Живопись

Иван Новиков: «Заниматься живописью, потому что тебе это нравится, — это устаревшая система ценностей»

Вопросы: Алина Стрельцова

Открытия,

Театр

«Магия старинного театра» в Архангельском

Впервые открыт для посещения усадебный театр, построенный Пьетро Гонзагой

Алина Стрельцова

За пределы человеческого,

Дополненная реальность,

Инсталляция

Recycle Group: «Мы не знали, что к открытию выставки человек без QR-кода не будет считаться человеком»

Вопросы: Алина Стрельцова

Звуковая инсталляция,

Смерть,

Страх

«Сад им.» Артёма Филатова и Алексея Корси

Вопросы: Алина Стрельцова

Москва,

Выставки,

Северные страны

Мария Линд и Андйеас Эйикссон: «Идея чистой национальной идентичности больше не состоятельна»

Вопросы: Алина Стрельцова

Австрия,

Вена,

Путеводитель

Дунай

Алина Стрельцова

Австрия,

Вена,

Выставки

Женщины глазами Тициана

Алина Стрельцова

Выставки,

Тотальная инсталляция,

Уральская биеннале

Павел Отдельнов. Звенящий след

Алина Стрельцова

— Выбор редакции

Москва,

Выставки

Пути сообщений

Алина Стрельцова

Биеннале,

Россия

«Новое открытие севера»

Республика Коми теперь может похвастаться собственной биеннале

Алина Стрельцова

Арт-резиденции,

Выставки,

Россия

Арт-резиденция в Поместье Голубицкое

Алина Стрельцова

Санкт-Петербург,

Выставки

Recycle Group: «Мы не знали, что к моменту открытия выставки человек без QR-кода перестанет считаться человеком»

В питерском Манеже открылась выставка Recycle Group «Новая Природа». Вместо афиши с именами художников, этикеток с названиями работ и пояснениями к ним — QR-коды, значительную часть работ можно увидеть только в дополненной реальности через экран смартфона

Вопросы: Алина Стрельцова

Цифровая реальность,

net.art,

Онлайн-формат

Оля Лялина: «Для многих сетевой мир за последний год сузился до Zoom, и им кажется, что за его пределами царит прекрасная реальная жизнь»

Вопросы: Алина Стрельцова

Цифровая реальность,

VR,

Инсталляция

Группа «ШШШ»: «Мы, конечно, хейтим новые технологии, но нам, вообще‑то, классно с ними живётся»

Вопросы: Алина Стрельцова

Цифровая реальность,

VR,

Кинотанец,

Современный танец

Ника Пархомовская: «Думаю, что VR — будущее кинотанца»

Вопросы: Алина Стрельцова

Выставки,

Россия

De Profundis. Выставка уместного искусства

Самое актуальное российское искусство в часе езды от Анапы

Алина Стрельцова

Скандинавия,

Северные страны,

Норвегия,

Музеи

В Осло открывается новое здание Национального музея Норвегии

Оно располагается совсем рядом с другими звездными проектами в гавани Осло-Фьорда — Национальной оперой, Библиотекой и Новым музеем Мунка

Алина Стрельцова

Берлин,

Культурная политика

Руководитель отдела культурных программ Гёте-Института в Москве Астрид Веге: «Будь я художником, я бы действовала иначе»

Вопросы: Алина Стрельцова

Берлин,

Акционизм,

Перформанс

Центр политической красоты: «В нашем плюралистическом обществе всё же очень важно говорить, что добро и зло существуют»

Вопросы: Алина Стрельцова

События,

Арт-резиденции,

Выставки,

Россия

«Таманский дневник» Алисы Йоффе

Алина Стрельцова

Ролевые игры,

Сообщества,

Арт-резиденции

Адель Ким: «Сообществ в британском или скандинавском понимании в России не существует»

Вопросы: Алина Стрельцова

Комьюнити-арт

Екатерина Муромцева: «Вот она я — вместе с бабушками ковер рисую»

Вопросы: Алина Стрельцова

Ролевые игры,

Северные страны

Ханне Грасмо: «Мы все хотим эмоций: боли, радости, страха — социальные темы способны нам их обеспечить»

Беседовала: Алина Стрельцова

Ролевые игры,

Сообщества

Ася Володина: «В ролевом сообществе уровень рефлексии очень высок»

Беседовала: Алина Стрельцова

Ролевые игры,

Сообщества

Арсений Жиляев: «Лично для меня ролевая игра — это следующий шаг после выставок, где я создавал воображаемые миры будущего»

Беседовала: Алина Стрельцова

Создатели миров,

Воображаемая архитектура,

Архитектура видеоигр,

Ренессанс

Сергей Хачатуров: «Хогвартс воспринимается более подлинным, чем Царицыно»

Беседовала: Алина Стрельцова

Создатели миров,

Иллюстрация,

Кино

Хенрик Свенссон: «Не все заметили, что рунический алфавит тоже не настоящий»

Вопросы: Алина Стрельцова

Выставки,

Импрессионисты,

Канада

Канада и импрессионизм. Новые горизонты

Алина Стрельцова

Современный танец,

Современный балет,

Спектакли,

Балет,

Фестивали

Фестиваль современной хореографии Дианы Вишневой объявил программу

Рассказываем про самую интересную из постановок

Текст: Алина Стрельцова

Модернисты,

Венский миф,

XX век,

Австрия,

Акционизм,

Вена,

Театр

Ника Пархомовская: «Честно говоря, я думаю, что Морено был гением»

Вопросы: Алина Стрельцова

Путешествие,

Италия

Юбилейный год Федерико Феллини и Тонино Гуэрры

Алина Стрельцова

Осло,

Биеннале,

Выставки,

Северные страны

OsloBIENNALEN. Первое издание 2019—2024

Алина Стрельцова

Биеннале,

Выставки,

Уральская биеннале

Преодолеть границы бессмертия: к множествам будущего

V Уральская биеннале современного искусства

Алина Стрельцова

Выставки,

Музыка,

Фестивали

Объявлена программа Декабрьских вечеров в Пушкинском музее

Продажа билетов начнется с 20 сентября

Текст: Алина Стрельцова

Современное искусство,

Выставки,

Греция,

Экология

13 700 000 км³

Про экспозицию на окраине Европейской цивилизации, но на самом деле про тренд на экологические выставки.

Текст: Алина Стрельцова

2010-е,

Граффити,

Россия,

Паблик-арт

Ирина Седых: «Недостаточно оплатить работу архитектора, чтобы он сделал красивую скамейку»

В Выксе нижегородской области проходит ежегодный фестиваль «Арт-Овраг», интересный, прежде всего, тем, что делается он не ради притока туристов, а целиком в расчёте на местных.

Вопросы: Алина Стрельцова

Современное искусство

Про «Инновацию» — 2019

Национальная премия в области современного искусства в этом году была вручена в Нижнем Новгороде.

Текст: Алина Стрельцова

ОАЭ,

Арт-пространство,

Инсталляция,

Ближний Восток,

Путеводитель,

Музеи,

Паблик-арт

Путеводитель по арт-пространствам Дубая

Гид для тех, кто приехал в страну, когда Art Dubai уже закончился, а современного искусства всё же хочется

Алина Стрельцова

2010-е,

Кино

Кирилл Адибеков: «Лучше районного кинотеатра ничего не может быть»

Записала: Алина Стрельцова

Музыка,

Фестивали

Фестиваль английской музыки к выставке «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа»

Выдающиеся концерты в Пушкинском музее

Текст: Алина Стрельцова

Концерты,

Австрия,

Музыка

Самый главный новогодний концерт

Про новогодний концерт Венского филармонического оркестра, а также немножко про наш будущий номер, габсбургский миф и венских акционистов

Текст: Алина Стрельцова

Города-призраки,

Невидимые города Италии,

XX век,

Италия

Ольга Страда: «Идеальные города восходят к единственному источнику — Венеции»

Директор Института итальянской культуры в Москве о об итальянских городах-призраках, хрестоматийном романе Кальвино и о мифологии Рима в сознании жителей страны

Вопросы: Алина Стрельцова

Города-призраки,

Невидимые города Италии,

XX век,

Архитектура,

Италия,

Ленд-арт,

Специальный проект

Cretto di Gibellina Альберто Бурри

Вопросы: Алина Стрельцова, Татьяна Курасова, фотографии: Юрий Пальмин

Города-призраки,

Невидимые города Италии,

XX век,

Архитектура,

Италия,

Специальный проект

Призрачные города долины Беличе

Рассказ об удивительных городах на Сицилии, обретших свой нынешний облик благодаря землетрясению

Алина Стрельцова

Выставки,

Перформанс,

Театр

«Домашние танцы» на фестивале «Территория»

Рецензия на спектакль-прогулку, где зрители подглядывают за людьми, танцующими в окнах

Текст: Алина Стрельцова

Австрия,

Выставки

Брейгель

В венском Музее истории искусств открылась выставка, которая бывает лишь раз в жизни

Алина Стрельцова

XX век,

2010-е,

Перформанс,

Реэнактмент,

Театр

Ника Пархомовская: «Они по-прежнему ненавидят друг друга, но их тела вступают в какое-то иное взаимодействие»

Непростой текст — для тех, кто уже знает, что означают «иммерсивность» и «реэнактмент». Либо для тех, кто полон решимости разобраться в самых главных трендах современного театра

Вопросы: Алина Стрельцова

Пабло Пикассо,

Кубизм,

XX век,

ГМИИ им. А. С. Пушкина

Сурия Садекова: «Пойти вместе с Пикассо в Лувр и посмотреть Египет»

Куратор выставки «Анатомия кубизма» в Пушкинском музее рассказывает, как она устроена

Вопросы: Алина Стрельцова

Память,

2010-е,

Видеоарт

Аслан Гайсумов: «Я думал не о том, что могу сказать, а о том, чего сказать не могу»

Чеченский художник рассказывает о двух своих работах, посвященных депортации, историческим конфликтам и памяти

Вопросы: Алина Стрельцова

Биеннале,

Латвия,

2010-е

RIBOCA 1 — 1-ая Рижская биеннале современного искусства

Первая и вполне убедительная биеннале в стране, ищущей самоопределения

Алина Стрельцова

2010-е,

Site-specific art,

Выставки,

ГМИИ им. А. С. Пушкина,

Медиаискусство

Фабрицио Плесси: «Я просто всегда хотел выставляться в самых знаменитых музеях мира»

Художник, который поджёг площадь Сан-Марко и построил воображаемый город на Сицилии, рассказывает о своём московском проекте

Вопросы: Алина Стрельцова

Путешествие,

2000-е,

2010-е,

Великобритания,

Инсталляция

Саймон Старлинг: «Лодки больше нет, путешествие закончено»

Художник, который ездил порыбачить на озеро, а затем сжёг свою лодку, чтобы поджарить на ужин улов, приезжает в Москву. В эту субботу он будет беседовать со зрителями на «Генеральной репетиции». А мы с ним уже поговорили, и предлагаем вам подготовиться к мероприятию, узнав подробности о его работах

Вопросы: Алина Стрельцова

Джереми Деллер,

Британия,

XX век,

2000-е,

2010-е,

Великобритания,

Исторические реконструкции,

Реэнактмент

Пол Ридман: «Им всем нравилось переодеваться в средневековые платья»

В Англии состоялась очередная костюмная реконструкция Сражения при Гастингсе — самой главной битвы в истории страны. Мы же рассказываем, почему в подобных празднествах участвуют все британцы — от членов парламента до кухарок и шахтеров

Вопросы: Алина Стрельцова

Световое искусство,

2000-е,

2010-е,

Природа,

Инсталляция,

Экология

Ола­фур Эли­ас­сон: «Мно­го солн­ца оста­ёт­ся не­ис­поль­зо­ван­ным»

Суперзвезда в мире искусства рассказывает, что превзойти северное сияние для него — это хорошая задача на будущее

Вопросы: Алина Стрельцова

2010-е,

Видеоарт,

Инсталляция,

Красноярская биеннале,

Фотография

Мир и Мiръ: художественное открытие русской деревни

Каким получился Основной проект XII Красноярской музейной биеннале

Алина Стрельцова

2010-е,

Видеоарт,

Инсталляция,

Индустриальное искусство,

Уральская биеннале,

Фотография

Работа никогда не завершается

Уральская биеннале расширяет свою зону влияния. Почему это важно не только для екатеринбуржцев

Алина Стрельцова

2010-е,

Архитектура,

Северные страны,

Дания,

Урбанистика

Кристоффер Вайсс: «У рынка нет шансов контролировать датских архитекторов, потому что основным и очень сильным заказчиком выступает само общество»

Вопросы: Алина Стрельцова, Фотографии: Юрий Пальмин

XX век,

Северные страны,

Норвегия,

Культурная политика,

Паблик-арт

Норвежская культурная политика

Алина Стрельцова

2010-е,

Северные страны,

Музеи,

Швеция

Даниэль Бирнбаум: «В тот момент началось что-то вроде моды на северное искусство»

Вопросы: Алина Стрельцова

Возрождение,

Эмоции,

История искусства,

Методология,

Музеи,

Теории

Джеймс Элкинс: «Я знаю, кто виноват»

Вопросы: Алина Стрельцова

Световое искусство,

Архитектура,

Византия,

Иконопись,

История искусства,

Методология

Алексей Лидов: «Византийский храм устроен как мультимедийная инсталляция»

Вопросы: Алина Стрельцова

Андрей Тарковский,

Живопись,

Византия,

Иконопись

Ирина Зарон: «Нам осталась лишь видимая похожесть на то, что мы называем Византией»

Беседовала: Алина Стрельцова

Дорога святого Иакова,

Испания,

История искусства,

Средневековье,

Франция

Чудеса святого Иакова

Алина Стрельцова, фотографии: Юрий Пальмин

2000-е,

2010-е,

Восток,

Инсталляция,

Индия

Субодх Гупта: «Ничего подобного!»

Вопросы: Алина Стрельцова

2000-е,

2010-е,

Восток,

Инсталляция,

Индия,

Политика

Шилпа Гупта: «Если нам до сих пор стыдно, лучше уж молчать»

Вопросы: Алина Стрельцова

XX век,

2000-е,

Аниме,

Иллюстрация,

Манга,

Индустриальное искусство,

Такаси Мураками,

Хаяо Миядзаки,

Япония

Елена Катасонова: «Индустриальные образы в японских манга и аниме связаны с темой бомбы»

Вопросы: Алина Стрельцова

«Кабаре „Крестовые походы“»,

2010-е,

Египет,

Ближний Восток

Ваэль Шавки: «Я никогда не участвую в выставках ближневосточного искусства»

Вопросы: Алина Стрельцова

2010-е,

Культурная политика,

Россия,

Практика

Кирилл Разлогов: «То, что хорошо для искусства, далеко не всегда хорошо для общества»

Вопросы: Алина Стрельцова

2010-е,

Культурная политика,

Россия,

Практика

Наталия Сиповская: «Вмешательство министерства во многом пошло институту на пользу»

Вопросы: Алина Стрельцова

XX век,

2000-е,

2010-е,

Джентрификация,

Литва,

Практика

История одной республики

Беседовала: Алина Стрельцова

XX век,

2000-е,

2010-е,

Германия,

Границы искусства,

Нидерланды,

Реклама,

США

Заказ на искусство и искусство на заказ

Алина Стрельцова

2010-е,

Cайенс-арт,

Арс Электроника,

Границы искусства

Дарья Пархоменко: «Суждения по „ведомственным“ признакам устаревают»

Вопросы: Алина Стрельцова

Mysterion,

Тайна,

Валерий Подорога: «Тайны в искусстве нет»

Вопросы: Алина Стрельцова

2010-е,

Mysterion,

Россия,

Специальный проект,

Тайна,

Павел Пепперштейн: «Скрываться в таборах и монастырях»

Вопросы: Алина Стрельцова

2000-е,

2010-е,

Звёзды,

Инсталляция,

Россия,

США,

Успех

Виктор Мизиано: «Карьера и судьба»

Вопросы: Алина Стрельцова

XX век,

Забытое,

Концептуализм,

Неофициальное искусство,

СССР,

Футуристы

Екатерина Бобринская: «Без истории — все забыты»

Вопросы: Алина Стрельцова

XX век,

Забытое,

Неофициальное искусство,

СССР

Андрей Абрамов: «Искусство отошло на второй план»

Записала и подготовила: Алина Стрельцова

XX век,

2000-е,

2010-е,

Паблик-арт

Альфредо Джаар: работа над ошибками

Алина Стрельцова

2000-е,

2010-е,

Граффити,

Португалия,

Россия,

Паблик-арт

Алешандре Фарту: «Я тоже вандал, ведь я „уродую“ здания»

Вопросы: Алина Стрельцова

2000-е,

2010-е,

Ленд-арт,

Никола-Ленивец,

Россия,

Паблик-арт

Николай Полисский: «У городского искусства должна быть совсем другая степень агрессии»

Вопросы: Алина Стрельцова

2000-е,

2010-е,

Арт-активизм,

Паблик-арт

Татьяна Волкова: «Арт-активизм сейчас будет только расцветать»

Вопросы: Алина Стрельцова

2000-е,

2010-е,

ГМИИ им. А. С. Пушкина,

Новые музейные стратегии,

Музеи,

Россия

Музей картины мира

Вопросы: Алина Стрельцова

2000-е,

2010-е,

Заха Хадид,

Мода,

Новые музейные стратегии,

Олафур Элиассон,

Музеи

Мода на музеи

Алина Стрельцова

2010-е,

Дмитрий Шостакович,

Кети Чухров,

Ромео Кастеллуччи,

Театр,

Спектакль имени Шостаковича

Вопросы: Константин Бохоров, Алина Стрельцова