Барокко

,

Возрождение

,

Эмоции

,

Иконография

,

История искусства

,

Методология

,

Теории

Атлас «Мнемозина» Аби Варбурга. Панель 48

Аби Варбург (1866—1929) — один из столпов искусствознания ХХ века, но также и маргинал, многие годы лечившийся от шизофрении и почти забытый на долгий срок. Важнейший его труд — неоконченный «Атлас «Мнемозина», состоящий из десятков деревянных панелей, затянутых чёрной тканью. На них крепятся около тысячи репродукций, где классические сюжеты мирового искусства скомпонованы по типам: восхождение к солнцу, нимфа как ангел-хранитель, похищение женщин и так далее. Таким способом Варбург попытался понять искусство — глазами, выйдя за пределы текста. На недавней конференции Института искусствознания, где обсуждалась возможность использования гностицизма, алхимии и карт таро для анализа произведений, атлас Варбурга стал темой отдельного обсуждения. Участники задавались вопросом, стоит ли считать его историческим артефактом, или это правда рабочий метод изучения искусства? Мы предлагаем внимательно рассмотреть одну из панелей

№ 3 (598) / 2016

Аби Варбург. Атлас «Мнемозина», Панель 48. Фортуна, символ напряжённых усилий человека, взявшего судьбу в свои руки (торговца), 1924—1929 (неокончен)

Фортуна. Символ напряжённых усилий человека, взявшего судьбу в свои руки (торговца)

Варбург представляет различные варианты того, как языческая богиня Фортуна воспринималась художниками, писателями и гравёрами эпохи Ренессанса. Многие изображения этой панели взяты из манускриптов и печатных изданий, в том числе из работ Кристины Пизанской, Боккаччо, Эразма Роттердамского и Боэция. Это устанавливает сущностные связи между словом и образом, тем более что значительная часть изображений представляет собой вполне прозрачные аллегории. Тем не менее название панели указывает, что её задача состоит в диалектическом сталкивании символов, в котором проявляется образ «человека, взявшего судьбу в свои руки», нагляднее, чем просто в аллегорических или иконографических интерпретациях. Панель демонстрирует, как символическое воплощение Фортуны изменяется от средневекового образа колеса, подчёркивавшего людскую беспомощность, к обольстительной богине, чьи развевающиеся одежды напоминают корабельные паруса, а рука надёжно держит кормило судьбы.

По материалам Института Варбурга

Кристина Пизанская. Колесо Фортуны. Парис, обнимающий Елену. Из манускрипта «Книга о Граде женском», том I, Около 1410—1414
Пергамент, 36,5 × 28,5 см

Боэций. Колесо Фортуны. Из манускрипта «Утешение философией», XIII век

Фортуна. Рельеф с гербом семьи Ручеллаи, около 1460
Паллаццо Ручеллаи, Флоренция

Исида Фария (Защитница маяка). Монета Александрии, II век до н.э.

Баччо Бальдини. Бернардо Ручеллаи и Лукреция Торнабуони (Наннина) де Медичи на Корабле Фортуны, 1466
Гравюра на меди

Паоло Маннуччи, по рисунку Бернардино Пинтуриккьо. Фортуна, 1504—1506
Мозаичное панно (фрагмент), Сиенский собор

Николлетто да Модена. Фортуна, около 1506

Аллегория бедности (также интерпретируемая как аллегория праздности). Приписывается Корнелису Антонису, около 1530
Рисунок

Альбрехт Дюрер. Немезида, или Великая удача, 1501—1502
Гравюра на меди, 33,3 × 23,1 см

Фортуна, 1528

Леонардо да Винчи. Аллегорическое изображение Волка и Орла, 1516
Бумага, сангина, 17 × 28 см

Бернхард Штригель. Максимилиан I со своей семьёй (фрагмент), 1515
Доска из липы, масло, 72,8 × 60,4 см

Аньоло Бронзино. Аллегория Счастья, 1564
Медь, масло, 40 × 30 см

Гвидо Рени. Фортуна, дарующая любовь, 1623
Холст, масло