Лекции

,

Арт-резиденции

Арт-резиденция в Cube. Moscow

В пространстве Cube.Moscow открылась новая арт-резидеция, которая не только предоставляет художникам финансовую поддержку для реализации проекта и на жизнь в период резиденции, но планирует лекции и семинары для участников по шесть часов в день. Почему этот формат самый лучший — рассказывает куратор Дарья Демехина.

Дарья Демехина

Куратор Cube. Moscow Art Residence 2019, исследователь современных перформативных практик, магистр философии НИУ ВШЭ, Radboud University, выпускница аспирантуры Высшей школы экономики, там же сейчас работает над диссертацией

«В России очень мало резиденций, которые предоставляют финансирование, в Москве —разве что новая резиденция «Гаража» и мы. Наш уклон — перформанс, на котором кроме нас в России специализируются резиденции ЗИЛа и костромской «Станции», но при этом обе предоставляют пространство и куратора, но не дают денег. Кроме того, наша резиденция построена как исследовательская, и и это нас отличает. Конечно, про каждого художника можно сказать, что он исследует какую-то тему, но у нас это предполагает по шесть часов занятий шесть дней в неделю и несколько теоретических блоков. Первый — направлен на углубление основной темы, в этом году она звучит как «Приватное и публичное». Лекции о границах между ними будут читать очень разные эксперты — от политологов и социологов до религиоведов и врачей. Они будут говорить об истории российских сект, о постсоветском теле, ЛГБТ, митингах и многом другом. Все эти беседы нужны, чтобы научить художников процессу исследования, ведь на мой взгляд, им часто не хватает погруженности в контекст, размышлений о том, почему они создают свою работу в Москве 2019 года, в данном конкретном пространстве Cube, где мы предоставляем одному из них открытую мастерскую в публичном пространстве и где художнику придется пустить посторонних людей в свой внутренний мир. Сама наша тема родилась из попытки осмысления пространства, а котором мы работаем. Параллельно несколько раз в неделю я веду с художниками исследовательские семинары, я учу их искать и анализировать информацию, потому что, хотя конкурс проводился среди ведущих институций Москвы, исследование не всегда рассматривается как важный метод работы художников. Сама я сейчас дописываю диссертацию по философии в Вышке, и мне интересно, чтобы художники погружались как можно глубже в свой предмет, к сожалению, они это делают не всегда. А все наши лекторы выступают именно в качестве консультантов на проектах. Второй наш блок — Soft Skills — подразумевает практические навыки: как художнику создать свой сайт, как заниматься пиаром, как взаимодействовать с куратором, архитектором и как выставлять свет. Обычно эти умения нарабатываются на опыте, и семинаров по ним не устраивают. Третий блок — мы будем учить художников рассказывать о своих проектах как письменно, так и устно. Это также слабое место российских авторов. В этом блоке будут занятия по современной эстетике с преподавателем Вышки Даниилом Небольсиным, которая расскажет им про пять основных подходов, которые дают хоть какие-то ориентиры в системе современного искусства. На ридинг-группах мы будет читать, в основном, англоязычные теоретические тексты или недавно переведенные, например, Артура Данто. Дальше студенты будут писать тексты о собственных проектах и учиться выражать свои мысли. И будет мой курс лекций про перформативные практики в визуальном искусстве, поскольку именно этим я занимаюсь как куратор — работаю с разными перформативными формами от постдраматического театра до современного танца. Мне представляется, что перформанс — это не жанр современного искусства, поскольку жанровое разделение устарело, это принцип сборки любой работы, это способ побуждения зрителя к действию — переживанию, вчувствованию, проживанию, к прямому физическому действию. Было даже исследование, сколько обычно зрители проводят времени у картины. Джоконда удостаивается двадцати секунд, а все остальные произведения в среднем около шеснадцати. Именно поэтому нами был выбран перформанс — как лучший на сегодняшний день способ вовлечения аудитории. При этом мы не занимаемся радикальными формами, как, например, у группы «Война». У нас перформанс — это просто шаг навстречу зрителю, поданная ему рука и приглашение к диалогу с художником.

Полина Синяткина. Диагнозы, 2019
Эскиз проекта-победителя конкурса Cube. Moscow. Произведение направлено на борьбу со стигматизацией туберкулеза в России

Что касается отбора резидентов, то мы сделали внутренний open call среди пяти московских школ — Британки, ИПСИ, Свободных мастерских, Родченко и Базы. Они рассылали информацию по своим выпускникам за последние пять лет, так что мы помимо прочего еще и получили срез по молодым авторам. Пять художников были выбраны для участия в образовательной программе и еще один получил грант и мастерскую прямо посреди пространства Cube. Все они все будут учиться и учить друг друга, в том числе, проводить друг для друга мастер-классы, надеюсь, общаться и вступать в коллаборации, потому что это и есть самое интересное в искусстве.

Грант включает в себя 30 тысяч рублей на жизнь на месяц в резиденции — с 4 по 29 сентября и 50 тысяч — на техническую реализацию своего проекта, а также его кураторское и техническое сопровождение. В конце резиденции мы показываем work in progress, потому что доделать серьезный проект за такой срок невозможно, но художник обязуется в течение 2020 года его реализовать полностью. Наше финансирование на этом заканчивается, но кураторская и институциональная поддержка продолжатся до самого конца работ.

Нам очень непросто было найти финансирование на этот проект, поскольку убедить инвесторов поддержать художника без имени — это очень тяжелая задача. Но некоммерческий фонд MOCT Contemporary Russia Arts Foundation, который открылся в июле 2019 года, как раз нацелен на продвижение молодых ребят, и для нас сотрудничество с ними — просто победа".