Лекции

,

Современное искусство

,

Арт-резиденции

,

Россия

Российские арт-резиденции. Арт-резиденция в Cube. Moscow, Москва

В пространстве Cube.Moscow открылась новая арт-резидеция, которая не только предоставляет художникам финансовую поддержку для реализации проекта и на жизнь в период резиденции, но планирует лекции и семинары для участников по шесть часов в день. Почему этот формат самый лучший — рассказывает куратор Дарья Демехина.

№ 4 (611) / 2019

Дарья Демехина

Куратор Cube. Moscow Art Residence 2019, исследователь современных перформативных практик, магистр философии НИУ ВШЭ, Radboud University, выпускница аспирантуры Высшей школы экономики, там же сейчас работает над диссертацией

В России очень мало резиденций, которые предоставляют художникам финансирование; в Москве — разве что новая резиденция «Гаража» и мы. Наш уклон — перформанс, на котором кроме нас в России специализируются резиденции ЗИЛа и костромской «Станции», но при этом обе предоставляют пространство и куратора, но не дают денег. Кроме того, нас отличает то, что наша резиденция построена как исследовательская. Конечно, про каждого художника можно сказать, что он исследует какую‑то тему, но у нас это предполагает по шесть часов занятий шесть дней в неделю и несколько теоретических блоков.

Первый направлен на углубление основной темы, которая в этом году сформулирована как «Приватное и публичное». Лекции о границах между этими двумя сферами читали очень разные эксперты — от политологов и социологов до религиоведов и врачей. Они рассказывали об истории российских сект, о постсоветском теле, ЛГБТ, митингах и многом другом. Все эти беседы были нужны, чтобы научить художников процессу исследования — на мой взгляд, им часто не хватает погружённости в контекст, размышлений о том, почему они создают свою работу в Москве 2019 года, в данном конкретном пространстве Cube. Сама наша тема родилась из попытки осмысления пространства, а котором мы работаем. Параллельно я несколько раз в неделю проводила с художниками исследовательские семинары, учила их искать и анализировать информацию, потому что, хотя отбор проводился среди выпускников ведущих арт-школ Москвы, исследование там не всегда рассматривается как важный метод работы художника. Сама я сейчас дописываю диссертацию по философии в Вышке, и мне важно, чтобы художники как можно глубже погружались в свой предмет. К сожалению, они это делают не всегда.

Полина Синяткина. Диагнозы, 2019
Эскиз проекта-победителя конкурса Cube. Moscow. Произведение направлено на борьбу со стигматизацией туберкулеза в России

Второй наш блок — soft skills — подразумевал практические навыки: как художнику создать свой сайт, как заниматься пиаром, как взаимодействовать с куратором, с архитектором, как выставлять свет. Обычно эти умения вырабатываются на опыте, и семинаров по ним не устраивают. Третий блок — мы учили художников рассказывать о своих проектах как письменно, так и устно. Это также слабое место российских авторов. В этом блоке проводились занятия по современной эстетике с преподавателем Вышки Даниилом Небольсиным, который рассказывал им про пять основных подходов, которые дают хоть какие‑то ориентиры в системе современного искусства. На ридинг-группах мы читали теоретические тексты — в основном англоязычные или недавно переведённые, например Артура Данто. Дальше студенты писали тексты о собственных проектах, учась выражать свои мысли.

И был мой курс лекций про перформативные практики в визуальном искусстве, поскольку именно этим я занимаюсь как куратор — работаю с разными перформативными формами от постдраматического театра до современного танца. Мне представляется, что перформанс — это не жанр современного искусства, поскольку жанровое разделение устарело. Это принцип сборки любой работы, это способ побуждения зрителя к действию — к переживанию, вчувствованию, проживанию или к прямому физическому действию. Было исследование, сколько времени зрители проводят у картины. «Джоконда» удостаивается двадцати секунд, а все остальные произведения в среднем около шестнадцати. Именно поэтому нами был выбран перформанс — как лучший на сегодняшний день способ вовлечения аудитории. При этом мы не занимаемся радикальными формами, как, например, у группы «Война». У нас перформанс — это просто шаг навстречу зрителю, протянутая ему рука, приглашение к диалогу с художником.

Что касается отбора резидентов, то мы сделали внутренний open call для пяти московских школ — Британки, ИПСИ, «Свободных мастерских», Школы Родченко и «Базы». Они рассылали информацию по своим выпускникам за последние пять лет, так что мы, помимо прочего, ещё и получили срез молодых авторов. Пять художников были выбраны для участия в образовательной программе и ещё один получил грант и мастерскую прямо посреди пространства Cube. Все они учились и учили друг друга, в том числе проводили друг для друга мастер-классы, старались общаться и сотрудничать, потому что это и есть самое интересное в искусстве.

Грант, который мы планируем выделять ежегодно, включает в себя 30  000 рублей на жизнь в резиденции с 4 по 29 сентября и 50  000 — на реализацию проекта, а также его кураторское и техническое сопровождение. В конце резиденции мы показываем work-in-progress, потому что доделать серьёзный проект за такой срок невозможно, но художник обязуется полностью его реализовать в течение следующего года. Наше финансирование на этом заканчивается, но кураторская и институциональная поддержка продолжатся до самого конца работы.