ВДНХ

,

Современное искусство

,

Москва

Анастасия Вепрева: «Я последовательно уничтожаю военные машины»

Молодая художница стала победительницей проекта «ВЗЛЕТ» и представила на ВДНХ свою персональную выставку об авиакатастрофах, и свободном парении. Подробности она рассказала «Искусству».

Анастасия Вепрева

Анастасия Вепрева:
Художница (р. 1989), училась в Школе вовлеченного искусства «Что делать», на Факультете Свободных искусств и наук СПБГУ в нью-йоркском Бард-колледже. Персональные выставки в Сербии, Италии, Германии, Швеции и России.

Выставка «Легко» в павильоне «Космос» состоит из трёх частей — земля, облака и небо. В первой зритель обнаруживает разбросанные по полу, то есть по земле, рисунки с изображениями самолетов. Речь идет о разбившихся лайнерах? Терактах?

Первая часть этой выставки выросла из проекта «Она потерялась», который я показывала на «Старте» на Винзаводе — и там эта графика — не только самолеты, но и прочая военная техника — была как бы «замурована» в музейные витрины, которые, в свою очередь, отдаленно напоминали гробы. На той выставке основным был мотив музеефикации этой техники — одном из способов её умерщвления. А здесь в силу специфики проекта я сосредоточилась именно на воздушных судах, и вместе с куратором Сергеем Поповым мы решили разложить их практически на полу. Дело в том, что катастрофа, чисто технически, возможна только лишь на земле. Можно долго размышлять над этим тезисом. Например, когда самолет падает, то в воздухе он ещё «жив», но сила тяготения и неизбежная плотность земли не дает ему шансов выжить при столкновении. Да и землю можно воспринимать по-разному — как место жизни людей, которые не только способны помыслить идею катастрофы, но также могут её успешно приблизить своими действиями. Мне очень близка идея философа Оксаны Тимофеевой, которая говорит о катастрофе как том, чего мы все время ждем, не осознавая при этом, что она уже давно случилась, и мы живем внутри неё, на руинах.

Если говорить эстетически, то рисунки на полу ещё заставляют зрителя совершить дополнительное усилие, чтобы приблизиться к ним и рассмотреть их внимательно — в каком-то смысле этот угол обзора активизирует внутри зрителя «оптику бога» — он смотрит на все эти руины свысока, словно бы отстраненно и якобы объективно.

Анастасия Вепрева. Из серии про военную технику, 2015
Расскажите почему Вы так безжалостно и регулярно уничтожаете машины в своих работах? Это реакция на переизбыток технологий в современной жизни? Переосмысление футуризма?

Хотела бы отметить, что я не просто машины уничтожаю — я не луддит ни в коей мере, а последовательно уничтожаю именно военные машины. Точнее даже не я — они делают это сами. Идея родилась в тот момент, когда начались военные действия на востоке Украины, и российская техника все время как-то «терялась» на границах ближних стран. Это было чудовищное время, и я чувствовала ужасную растерянность и бессилие. Видимо, мой мозг, пытаясь переварить всю эту информацию, подкинул мне странную идею о том, что на самом деле российская техника теряется из-за усталости. Что это массовый побег. Техника осознала себя, осознала, что она делает, точнее, во что её вовлекают, и решила протестовать по-своему — убегая. Но в какой-то момент ей становится понятно, что она не способна ни на что другое, кроме как на убийство и единственным этически приемлемым вариантом для неё становится суицид. Так что, по сути, эта графическая серия про то, как военные машины спасают мир от собственной агрессии. Люди, и их мотивы здесь деликатно выносятся за скобки.

На моей памяти я лишь однажды участвовала сама в уничтожении машин, тогда мы, в составе группы «ередовое удожество» ставили небольшую пьесу, трагикомический реенакмент аннексии Крыма, в Кёльне на PLURIVERSALE III — там я отыгрывала образ Натальи Поклонской, которая неожиданно осознала, что она натворила, и начала голыми руками крушить собственный танк. Это была мультимедийная пьеса, в которой мы словно бы поворачивали историю в другую сторону, повторяли трагедию, обращая её в фарс с хорошим концом. Тогда я несколько дней собирала этот большой картонный танк, скрепленный проволокой и имеющий даже движущуюся башню — а потом разорвала его в клочья за пять минут, войдя в какой-то невероятный раж и после рухнула без сил.

Однако в целом, как у нас любят ругаться особенно ярые активисты — в отсутствие реальной демократии мы может лишь помыслить демократию объектов, поэтому к счастью или к сожалению идея субъектности и сознательности военной техники прочно закрепилась в моей работе.

Анастасия Вепрева. Маленький победоносный аншлюсс, 2015
Реенакмент-трагифарс на открытии выставки Phone Calls from the Cemetery and Other Stories. PLURIVERSALE III. ACADEMYSPACE, Кельн, Германия
Как появилось название Вашей персональной выставки? Что для Вас значат слова «легко» и «легкость»? И было ли легко в действительности работать над частями этого проекта?

«Легко» возникло для меня совершенно неожиданно — я очень долго думала над тем, как назвать проект и в голову все время приходили какие-то нудные и морализаторские заголовки. Меньше всего мне бы хотелось кого-то чему-то учить, такого рода интонации обычно не цепляют людей, или вообще превращаются в свою противоположность. Поэтому я решила сработать на контрасте. Мне было невероятно сложно делать этот проект — фактически я работала над ним года четыре, мне не удавалось его ни разу целиком собрать и к тому же чисто психологически он оказался невероятно тяжелым. Вторая и третья его часть, по сути, состоит из переработки образов мёртвых, и мне приходилось месяцами корпеть над страшными фотографиями трупов. Заходят ко мне друзья в мастерскую — а у меня на всю стену проектор расчленёнку показывает, и я сама сижу в темноте, вся в черной краске. Или работаю дома и каждый трупик отдельно обрисовываю, а на экране они в цвете лежат. Первый пул рисунков я, помню, нарисовала в Норвегии, когда была на резиденции. И вот представьте, ноябрь, почти уже полярная ночь, света солнечного нет, студия находится в бывшем психо-неврологическом интернате для несовершеннолетних, в большом здании на окраине города, вокруг темнота, ночью я там сижу совершенно одна и вот это все рисую — сказать, что мне было тогда тяжело, это вообще ничего не сказать. Не знаю, как бы это работало, если бы я умела рисовать (а рисовать я не умею — это моя принципиальная позиция) и мне бы не нужны были фотографии мертвых людей для создания этих образов. А так именно за счет полного погружения в материал мне удалось максимально с ним сжиться. И это было ужасно — через меня прошло огромное количество мертвых людей, которых кто-то лишил шанса на дальнейшую жизнь. И чаще всего этим кем-то были военные машины.

Считается, что для успешного разрешения травмы её нужно проговорить и проработать, а если всё время отрицать и задвигать в дальний ящик — то из него потом совершенно неожиданно полезут черти и сожрут тебя. Поэтому, в моем понимании, «легко» должно стать только после того, как ты в это полностью погрузился. И выплыл. А выплыть всё равно придется, если жить хочется.

А каким образом Вы подошли к теме «полёта»? Какие у Вас личные отношения к перелетам и высоте? Повлияли ли на вас работы Кабакова или Пригова на эту тему?

Дело случая. Я относительно часто летаю и для меня это невероятное мучение, потому что я аэрофоб. Когда самолет от земли отрывается, у меня всегда такое ощущение, что у меня душа в пятки уходит. Что я только не делала — все равно было дико страшно, причем на российских авиалиниях всегда страшней, чем на зарубежных. В какой-то момент это стало серьезной проблемой, когда я поняла, что готова потратить лишние дни, только бы поехать на поезде вместо самолета. Потом я случайно нашла объявление о конкурсе на выставку в самолете. И я поняла — это мой шанс. Все сошлось в одной точке: моя работа с глобальными историческими травмами и моя личная травма, все они получили туманный шанс на вдумчивую проработку. Забавно, что сейчас все изменилось — я почти не боюсь летать. Пока я работала и над проектом, и над собой — я узнала много нового о самолетах и травмах, так что сейчас мне гораздо легче. Практически «легко».

С другой стороны, если закрыть глаза на «исцеляющую силу искусства» и обратиться к формальной и концептуальной сторонам, можно сказать, что идея полета давно присутствовала в моей работе, правда существовала чаще всего в форме падения. Практически во всех моих ранних видеоработах и во многих перформансах присутствующее на экране тело так или иначе падает. Для меня это глубоко личная и не отрефлексированная вообще вещь. Падение как неожиданный обрыв, непредсказуемый конец, бытовая трагедия. Падение — это смерть, вынужденная остановка. На нём я обыкновенно все и заканчивала. Однако, что такое конец? Он всегда условен. Согласно русской культурной традиции, после смерти тела некая личностная сущность его покидает и отправляется на небо, то есть, буквально начинает совершать полет. Это я сейчас как атеист говорю. А ещё все знают, что если умирает какой-то хороший и близкий человек, то как он будет смотреть на всех откуда? Правильно — сидя на облачке. Поэтому во второй части проекта все мертвые смотрят на зрителя с неба. И трагедия здесь в том, что все они слиплись в одну кучу — и превратились в грозовую тучу, такую черную, грязноватую и мятую, чтобы очевидно было, что им там не очень хорошо вместе, словно бы они ещё на полпути застряли. Графику из этой серии я обычно всегда подвешиваю под потолок по разным причинам. Идея первый раз возникла на выставке в Воронежском ВЦСИ, где мы создали из этих листов такую пыльную кладовку истории, где собрано все самое нелицеприятное, все человеческие грешки, чтобы люди прямо лицами бились о них и не могли пройти мимо.

Третья же часть проекта — это прямо-таки апогей полета — свободное парение. И если до этого все несчастные мертвые составляли одно неделимое целое, то тут каждый находит свое упокоение и обустраивается в персональной кроватке. То есть, он практически дома — не каком-нибудь страшном холодном овраге лежит, а помытый, одетый, собранный, может спокойно поспать, и никто его не будет тревожить. Это один из вариантов, как можно художественно и без лишнего морализаторства решить проблему травмы. Ведь нет ничего ужаснее коллективных могил неизвестных солдат. А тут все пристроены, приголублены.

Могу сказать, что я не следовала сознательно каким-то художественным течениям или конкретным авторам, скорее для меня было важно решить актуальную для меня концептуальную проблему — как говорить об исторической травме — художественным образом, деталька за деталькой, постепенно пробираясь к возможному решению.

Фото экспозиции «Future in the past», 2017
ВЦСИ, Воронеж, Россия
Что бы Вы хотели рассказать зрителю своей трехчастной выставкой о высоте, полёте и движении? Предостеречь или наоборот вдохновить?

В первую очередь этот проект для меня реализация общеизвестной и общепонятной идеи о том, что зачастую государство относится к своим людям как к расходному материалу, использует их для выгодных для себя войн, уничтожает в репрессиях. Для нас это все больше становится актуальным, хотя казалось бы Сталин уже давно умер, но дело его живет. Градус милитаристского ажиотажа все больше растет, и я встречаю военные игрушки в детских магазинах и надувные танки в цветочных. Когда я вижу, как родители одевают своих маленьких детей в военную форму, и оформляют коляски в танки — мне становится страшно. Война теряет свою ужасную сторону, становится классной, бодрой и «патриотичной». Я с этим категорически не согласна. И чем меньше остается свидетелей реальной войны, тем больше она извращается в умах людей — и тем легче их вновь использовать, опять смешать в одну кучу, так и закопать неопознанными. У мертвых тоже есть право и это право на имя. Но не все его получают. Поэтому и на выставке все работы в разных частях идут на уменьшение. Военной техники больше, неизвестных солдат меньше, а известных солдат и того по пальцам сосчитать можно. А тех, кто их считать пытается, вообще в тюрьму сажают, как Юрия Дмитриева в Петрозаводске. Я бы не стала давать советы или просить делать выводы, пусть каждый решает сам. Мы живем в опасное время.

Расскажите пожалуйста о своём опыте работы в проектах Взлёт и Старт на Винзаводе, где прошла Ваша одна из первых выставок. Какое значение имели эти этапы в Вашей жизни? Насколько нужны подобные проекты для современных молодых художников?

Не смотря на то, что «Старт» позиционирует себя площадкой для первого опыта художников, в моем случае мне посчастливилось до него принять участие в нескольких больших проектах, в том числе и в публичной программе Манифесты 10, которая прошла в Петербурге, в том числе и в квартире, в которой мы жили. Однако «Старт» был первым опытом плотного общения с куратором — Иваном Исаевым и это было очень полезным для меня. Также это был первый раз, когда у меня на площадке были технические работники, и они дали немало важных советов. После этого я совершенно по-другому стала относиться к выставочному процессу, пытаюсь его воспринимать более комплексно.

Здесь же, на «Взлёте» получается моя вторая персональная выставка в Москве и здесь работает целая команда профессионалов — меня это невероятно вдохновляет, когда все знают, что делают.

Мне вообще нравится, как комбинируются названия — вначале был «Старт», теперь «Взлёт». Что потом? «Полёт»? «Снижение»? «Посадка»? Ха!

Конечно такие проекты нужны художникам, особенно молодым — это дает возможность развернуться в новом объеме, и зачастую это вызов, особенно, если такого опыта до этого не было. А любой вызов — это всегда интересно и продуктивно, даже если ты потерпел крушение.

Фото экспозиции «Легко», 2018
Павильон «Космос», ВДНХ, Москва
Поделитесь пожалуйста на чем Вы работаете сейчас. На каких следующих выставках можно будет посмотреть Ваши работы? Какие цели Вы себе ставите в творчестве на данный момент?

Я пока ничего не знаю о своих ближайших выставках, точнее не могу раскрывать все карты — ведь дело это чаще всего непредсказуемое. Сейчас я во многом стараюсь развивать локальное комьюнити в Санкт-Петербурге и занимаюсь там выставочной программой в Д К Розы, где мы вместе с молодыми художниками пытаемся осваивать нестандартные выставочные форматы. А так конечно есть ряд идей, которые бы было интересно дальше развивать, но все это будет зависеть от площадок, их возможностей и присутствия других, заинтересованных в этом, людей. Концептуально мне интересно дальше развивать тему истории и её бытования в нашей повседневности — это было темой моего диплома в бытность на историческом факультете, поэтому хочется с этим побыть еще какое-то время. А эстетически… Недавно звонит мне одна очень уважаемая мною куратор после просьбы дать фидбек на мою работу — и говорит: «Все, что я хочу тебе сказать — рисуй больше». Хотя я задавала кучу вопросов по теоретической части, как решать те или иные проблемы. И после этого звонка мне неожиданно стало понятно, что полезно на время забыть о теории и отдаться практике — посмотреть, куда она меня поведет. И в этом смысле рисование стало для меня освобождающим элементом, который я в себе планирую и дальше развивать. Хотя учится рисовать я точно не буду. Мастерство мне глубоко чуждо.