Монологи художников

,

Московская биеннале

,

2010-е

,

Экология

7-я Московская биеннале. Роберт Джао Ренуи. Остров Рождества; Ловушки

Остров Рождества известен миграцией красных крабов, а также как цель нелегальных иммигрантов. Годами переселенцы привозили сюда новых животных, почти разрушив экосистему острова. Сингапурский художник анализирует процессы миграции разных живых существ, разрабатывая свой, пусть фантастический, план по спасению острова. Кроме того, он представляет на биеннале фотосерию о ловушках — метафору сложных отношений между человеком и природой

№ 3 (602) / 2017

Роберт Джао Ренуи. Остров Рождества, 2016
Цветная печать, 1000 × 1500 мм

Несмотря на то что отношения между животными и людьми — моя любимая тема, я бы не сказал, что она так уж популярна сегодня. Например, на последней «Документе» не было ни единой работы об окружающей среде. Уверен, что людям всегда будет больше интересна их собственная история. Другое дело, что с развитием идеи антропосферы оказалось, что история окружа­ющей среды является частью нашей. И раз уж мы оставили свой след на геологическом уровне, разговор о погоде перестал быть частью вежливой беседы ни о чём, теперь это настоящая провокация. За окнами разворачиваются самые страшные погодные явления за очень долгое время. Мы уже не можем делать вид, что всё в руке божьей, мы контролируем погоду и должны за неё отвечать. И в этих процессах у искусства появляется своя роль.

Например, у меня есть фотосерия об острове Рождества, где я провёл много времени, изучая местный животный мир. Этот остров знаменит своими красными крабами, каждый год в ноябре он оказывается целиком покрыт членистоногими, которые мигрируют для размножения. На этой земле было много животных-­эндемиков, которые оказались погублены новыми видами, завёзенными людьми. Моё пребывание на острове совпало по времени с несколькими экологическими проектами по спасению изначальной фауны: учёные инициировали массовое истребление всех нехарактерных для этого места видов животных. В чём‑то они преуспели, в чём‑то нет; несколько эндемичных видов вымерли буквально пока я работал над своим проектом. Поэтому он сначала рассказывает о реальных экологических мерах, предпринятых людьми, а потом уходит в область воображаемого. Я предлагаю покинуть остров Рождества самим людям. Раз уж все так помешаны на восстановлении экосистемы, какой она была до прихода человека двести лет назад, это самый логичный шаг.

Роберт Джао Ренуи. Ловушки, 2014
Цветная печать, 1110 × 740 мм

Остальные мои работы, которые были отобраны для биеннале, связаны с идеей ловушек или приманок для животных. Эти объекты очень непросты. С одной стороны, это олицетворение жестокости. С другой, чтобы придумать хорошую ловушку, надо много знать о животном, которое собираешься поймать, внимательно его изучать. Ловушка — отличный символ нашего отношения к животному миру в целом. У меня их целая коллекция. Например, мои друзья-энтомологи рассказали, что пчёл привлекает яркий синий цвет. Я покрасил в нужный оттенок участок леса, и он работал как ёмкость для сбора насекомых.

На мой взгляд, мы живём во времена непрекращающейся катастрофы. Как по другому можно назвать эпоху, когда столько насилия совершается во имя одного только вида? Даже тот факт, что миллионы насекомых погибают каждый день, потому что летят к нашим осветительным приборам, — это трагедия. Однако я надеюсь на одну особенность катастроф — способность объединять людей перед лицом общей опасности.