2010-е

,

Природа

,

Монологи художников

,

Московская биеннале

,

Экология

7-я Московская биеннале. Майкл Наджар. Внешнее пространство; Преобразование земли

Когда немецкий художник Майкл Наджар мечтает о грядущем освоении космоса, он кажется полным романтических надежд — однако во всех его проектах колонизация других планет нужна человечеству для того, чтобы спастись, когда Земля станет непригодна для жизни

№ 3 (602) / 2017

Майкл Наджар. Европа. Из серии «Внешнее пространство», 2015
Смешанная техника фотографии, архивный пигментный отпечаток, оргстекло, 1800 × 2820 мм

С 2011 года я работаю над серией «Внешнее пространство», которая посвящена новейшим исследованиям космоса и тому, как эти разработки повлияют на нашу жизнь — не только на Земле, но и на других планетах. Дело идёт к колонизации Солнечной системы: мы планируем освоиться на Луне и Марсе, создать там среду, пригодную для жизни и работы человека. Или возьмём для примера Европу, огромный ледяной спутник Юпитера. Год назад исследователи NASA обнаружили там океан глубиной в сто километров, покрытый циклопическим слоем льда. Велика вероятность, что именно в нём таятся другие формы жизни: подо льдом могут водиться простейшие и существа, похожие на рыб. NASA удалось засечь, как в какой‑то момент ледяная корка этого океана треснула и из расщелин поднялись громадные фонтаны воды, которые тут же замерзали, слой за слоем образовывая ледяные башни. Меня поразила идея, что возможна совсем другая окружающая среда со своей таинственной жизнью. Для вошедшей во «Внешнее пространство» работы «Европа» я собрал изображения, полученные спутником «Галилео», и соединил их с собственными снимками ледников Исландии. Весь передний план — это Исландия, но внешне получается похоже на юпитерианскую Европу. В левой части можно рассмотреть астронавта — символ человека-первопроходца. Мы уже всё изучили на своей планете, много всего разрушив в процессе изучения, следующий шаг — исследование Солнечной системы.

Не могу представить себе человека, которому бы не был интересен космос. У каждого есть фантазии о космическом путешествии, в России тем более. Но, конечно, представления людей довольно абстрактны, поскольку со времён Гагарина в космосе побывали всего полтысячи астронавтов. Когда я начал работу над своим проектом, то сказал себе, что должен сам полететь в космос, чтобы понимать, о чём говорю. Мне пришла в голову идея стать первым художником, который увидит всё своими глазами. Именно поэтому я обратился в Virgin Galactic, космическую компанию Ричарда Брэнсона, и стал одним из их первых добровольцев. Это означает, что я полечу на суборбитальном космическом корабле SpaceShipTwo, как только он будет готов. Когда я получил у Брэнсона свой контракт, а с ним и уверенность, что мне полагается билет в космос, я решил узнать, как профессионалы готовятся к полёту на МКС. Я обратился к специалистам из Звёздного городка с просьбой потренироваться с космонавтами. Переговоры были долгими и трудными, но в итоге русские оказались отличными ребятами с широкими взглядами. Я прошёл всю необходимую подготовку для выхода в открытый космос, и в то же время мои занятия стали перформансом: мы поставили свет, пригласили операторов и фотографов, которые фиксировали весь процесс. Хотя в 2014 году SpaceShipTwo и потерпел крушение во время испытаний, я надеюсь, что через год всё будет готово. Мой полёт запланирован на 2019 год.

Мой второй проект — «Преобразование земли». Термин terraforming означает процесс превращения необитаемой территории в пригодную для жизни, или наоборот. Сейчас человечество вовсю обсуждает идею преобразования Марса в планету, похожую на Землю, чтобы использовать его в качестве запасного аэродрома, когда у нас кончатся ресурсы. Чтобы получить искомый результат, нам нужно растопить полярные шапки Марса, уплотнить атмосферу и подогреть планету. Однако именно этим мы сейчас занимаемся на собственной планете. и мы знаем, что это приведет её к краху. В этом для меня кроется самый главный интерес к процессу колонизации — мы говорим о создании для нас нового дома, а методы, которые нам для этого необходимы, в конце концов разрушат наш нынешний.

Если мы вспомним времена романтизма, тогда всё было просто: есть человеческие города, а есть природа — нечто возвышенное и чистое. Сейчас всё иначе, природа, которую мы обнаруживаем за городом, находится в процессе трансформации (того самого терраформинга) под действием современных технологий. Нам нужно понимать, что нынешняя природа уже стала имитацией самой себя — об этом и рассказывают мои работы на Московской биеннале.